Написание безударных гласных корня

ТВОРЧЕСКИЕ СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Записать в одну колонку формы слова, в другую — однокоренные слова.

Красивый, красота, прекрасный, красивого, красавец.

Новость, новый, обновить, новенький, новые.

Сажать, сад, садовник, садом, садовый.

Рыбный, рыбка, рыбак, рыба, рыбу.

Земля, подземный, земли, землёй, земляк.

 

2. Обозначить корни в ряду слов и подчеркнуть лишние слова.

I. Вода, водичка, водяной, водитель, водный. Море, мороженое, морской, моряк, заморский. Гористый, гора, горняк, гореть, горный. Лестница, лес, лесной, лесистый, лесничий.

II. Пушинка, пух, пушистый, пуховый, пушка. Лечить, лекарь, лекарство, лекция, лечебница. Ноги, подножный, ноготь, ножевой, ножка. Придорожный, дорогой, дорогой, дорожка, дороженька.

III. Замереть, умирать, мирный, обмереть, примирить. Тереть, вытер, стирать, терпеть, тёрка. Расти, вырос, растирать, росток, выращивать. Плавать, плыть, пловец, выплавка (стали), пловчиха. Заработок, зорька, на заре, зарево, зоренька.

 

3. Обозначить корни, поставить ударение и подчеркнуть те слова, которые подходят для проверки безударных гласных корня.

Удалиться, даль, далёкий. Заплатить, недоплатить, плата. Смягчить, размягчить, мягкий. Лёгкий, облегчить, полегоньку. Тяжёлый, тяжесть, утяжелить. Спешить, спешка, поспешишь. Смех, смешить, насмешишь. Печенье, пекарь, печка. Частичка, частичный, часть. Счастливый, посчастливилось, счастье.

 

4. Выписать по парам слова с полногласными и неполногласными сочетаниями -оро- и -ра-, -оло- и -ла-, -ере- и -ре-.

Вратарь, оградить, огород, краткий, сторож, ворота, страж, короткий, страна, поворотиться, драгоценность, схоронить, возвратиться, охрана, здоровье, дорогой, здравствуйте, сторона.

Младший, глава, гласный, холодный, молодой, голос, злато, голова, прохлада, золото.

Брег, дерево, посредине, берег, древо, посередине.

 

5. Подобрать проверочные слова, изменив форму слова.

I. Бревно, бока, весна, водой, война, в гнездо, грачей, дворы, дерево, детей, на земле, зеркала, зерно, к зиме, змея, зонты, косой, в лицо, моря, мосты.

II. Колоть, казаться, в лесу, перо, пилой, писать, письмо, платить, на плите, плоды, полы, полюса, на реке, на стене, в ряду, из села, снега, стекло (оконное), в траве.

 

6. Рядом с данными словами записать однокоренные для проверки написания безударных гласных корня.

I. Беглец, белила, бинтовать, близнец, боксёр, болезнь, варенье, висеть, гречиха, далёкий, долгота, движение, зелёный, изменить, костяной, краснота, ледяной, летать, маскироваться, маслянистый.

II. Новичок, опасаться, оробеть, осень, пекарня, платяной, плащевой, плясать, поведение, подарить, покраснеть, посидеть (недолго), поседеть (от старости), потеплеть, потихоньку, простота, светло, свидетель, сдвигать, скворец.

 

7. Подобрать к данным словам по четыре однокоренных, отвечающих на вопросы кто? (что?), какой?, что делать? (что сделать?), как?

Дружить, чистить, лень, веселье.

 

8. Записать слова в две колонки. В первую записать слова с проверяемыми безударными гласными, рядом указать проверочные слова; во вторую — слова с непроверяемыми безударными гласными.

I. Адрес, багаж, зелёный, весенний, вагон, лесной, вокзал, дразнить, вязать, компьютер, победа, печенье, страна, спешить, хозяйство.

II. Берег, беседа, билет, заплатить, пятно, комбайн, рябой, тяжёлый, жалеть, костёр, портрет, хозяин, свобода, телефон, шофёр.

III. Болит, библиотека, газета, помогать, горизонт, директор, читать, дорога, белеет, календарь, светить, кастрюля, выпрямить, фамилия, стоять.

 

9. Обозначить корни в рядах однокоренных слов и подобрать к ним проверочные слова для правильного написания безударных гласных в корне.

Пятак, пятёрка, пятикратный (чемпион). Письмо, писать, писатель. Шалить, шаловливый, шалун. Потеплеть, теплынь, утеплить.

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. В выделенных словах обозначить корни, рядом записать проверочные слова. Выписать слова с непроверяемыми безударными гласными в корне.

 

СВЕТЛЯЧОК

В комнату вошла на цыпочках тишина. Большая круглая луна выкатилась из-за леса, заглянула в низкое окошко. И вдруг на столе что-то засверкало. Я долго смотрел на загадочную точку и никак не мог понять, что это такое. Любопытство взяло верх. Я поднялся и пошёл к светлячку. На столе лежал термометр. Серебряная ниточка ртути показывала тридцать шесть и шесть.

57 слов. (По Н. Печерскому)

 

ЖАДИНА

Цвели сады. В воздухе звенели пчёлы. Нежные цветы радостно встречали тружениц. Но один цветок на старой груше не хотел угощать пчёл. Он свёртывал свои лепестки и сердито ворчал:

— Не дам пить мой сок! Не дам собирать мою пыльцу!

— Ты дай нам сок, а мы принесём тебе пыльцу других цветов, и ты превратишься в грушу,— гудел шмель.

Но жадный цветок твердил упрямо:

— Не дам, не дам!

Прошла пора цветения. На цветоножках появились крохотные яблоки и груши. А вместо скупого цветка чернела только сухая травинка.

84 слова. (По Е. Магилянской)

 

2. Подчеркнуть слова, однокоренные с выделенными, и обозначить в них корни.

 

СНЕГУРОЧКА

Жили-были на свете дед да баба. Жили они, жили и состарились. А детей у них не было. И очень они о том горевали.

Вот раз зимой выпало снегу по колено. Выбежали ребятишки на улицу играть. На санках катаются, снежками кидаются. А потом стали снежную бабу лепить.

Смотрел на них старик из окошка и говорит бабе:

— А что, старуха, не пойти ли и нам по молодому снежку погулять?

А старуха в ответ:

— Что же, старичок, пойдём. Вылепим себе из снега дочку Снегурочку.

Так и сделали.

85 слов.

 

САДОВНИК И СЫНОВЬЯ

Хотел садовник сыновей приучить к садовому делу. Когда он стал умирать, позвал их и сказал: «Вот, дети, когда я умру, вы в виноградном саду поищите, что там спрятано».

Дети подумали, что там клад. Когда отец умер, они стали рыть и всю землю перекопали. Клада не нашли, а землю в винограднике так хорошо перекопали, что стало плода родиться много больше.

62 слова. (По Л. Толстому)

 

КАК ХЛЕБ РАСТЁТ

И чёрный, и белый хлеб из зёрен ржи и пшеницы. А рожь и пшеница в поле выросли.

Вспахали землю плугами. Потом разрыхлили её боронами. И пошла по полю сеялка. Полил землю дождик. Зёрна в земле набухли и проросли. Каждое зёрнышко пустило в землю корешок, а наверх — зелёный росточек. Из ростков выросли стебельки и на них колосья. Созреют зёрна, и на поле пустят комбайн. Он и колосья срезает, и зёрна из них вымолачивает. Потом зёрна смелют, и получится мука. Из муки сделают тесто, а из теста хлеб.

89 слов.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Правописание префиксов и суффиксов... ТВОРЧЕСКИЕ СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Обозначить префиксы в данных группах слов. Подобрать по два слова с такими же префиксами. Выгореть, выдержать, вы...
Написание звонких — глухих согласных в корне... ТВОРЧЕСКИЕ СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Рядом с данными словами записать слова, которые получатся, если: а) глухие согласные заменить звонкими; б) зво...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *