Части основы: корень, префикс, суффикс. Однокоренные слова

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Найти и обозначить корни в ряду данных однокоренных слов.

Родина, родник, родители, родить, родственники.

Учить, учёба, ученик, учёный, училище, выучиться.

Сказка, рассказ, россказни, присказка, рассказывать.

Звезда, звёздочка, звёздный, созвездие, околозвёздный.

Луна, лунный, лунатик, прилуниться.

 

2. Подчеркнуть лишнее слово в ряду однокоренных.

Вода, водичка, водяной, водить, подводный.

Лук, луковый, луковичка, лучок, лучина.

Замок, замочек, замочить, замкнуть.

Коса, косичка, косарь, косьба, косить.

 

3. Записать однокоренные слова в два столбика.

Линия, линять, разлиновать, линейка, полинявший.

Гора, горе, нагорный, подгорный, горевать, гористый.

Слепой, слепнуть, вылепить, ослепить, слепок.

 

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Выписать однокоренные слова и обозначить в них корни.

1. Жил-был добрый царь Матвей. Жил с царицею своей он в согласье много лет. 2. Был детина удалой царский сын. 3. Вся душа его кипит, перед ним царевна спит. (В. Жуковский) 4. Там русский дух. Там Русью пахнет! (А. Пушкин)

 

Все серые, карие, синие глазки

Смешались, как в поле цветы.

В них столько покоя, свободы и ласки,

В них столько святой доброты!

Я детского глаза люблю выраженье,

Его я узнаю всегда.

(Н. Некрасов)

 

Просидела курочка недели с три, и стали из яичек цыплята выклёвываться один за другим. Позже всех проклюнулся цыплёнок из зеленоватого яичка. «Странный у меня вышел цыплёнок»,— думает курица.

(К. Ушинский)

 

И сказал Крокодил:

— Ты меня победил!

Не губи меня, Ваня Васильчиков!

Пожалей ты моих крокодильчиков!

(К. Чуковский)

 

На помощь Артемону шло семейство ежей: сам ёж, ежиха, ежова тёща, две ежовые незамужние тётки и маленькие ежата.

(А. Н. Толстой)

 

В саду земля, как сажица,

Черна, но хороша!

Высаживают саженцы

Четыре малыша.

(И. Смольников)

 

2. Выписать слова, однокоренные с выделенными.

 

ОХОТНИК ДО СКАЗОК

Жил себе старик со старухою, и был старик большой охотник до сказок и всяких россказней.

Приходит зимою к старику солдат и просится ночевать.

— Пожалуй, служба, ночуй,— говорит старик,— только с уговором: всю ночь мне рассказывай. Ты человек бывалый, много видел, много рассказов знаешь.

Солдат согласился.

Долго рассказывал он про своё житьё-бытьё, где были что видел.

(По К. Ушинскому)

 

Мать и отец сидели рядом у открытого окна и молчали.

— Слышишь? — вдруг крикнула мать.

— Нет,— ответил отец,— А что случилось?

— Кто-то бежит сюда!

— Нет! — повторил отец печально.— Никто к нам не прибежит.

Но мать была уже во дворе и звала:

— Дети, дети!

И отец вышел за нею. И оба они увидели: по лесу бегут Старший и Младший. Родители бросились к ним навстречу. И когда все успокоились немного и вошли в дом, Старший взглянул на отца и ахнул от удивления.

Седая борода отца темнела на глазах. С горя люди седеют, а от счастья седина исчезает, тает, как иней на солнце. Это, правда, бывает очень-очень редко, но всё-таки бывает.

И с тех пор они жили счастливо.

(По Е. Шварцу)

 

3. Выписать предложения со словами, однокоренными с выделенными.

 

ЁЖ

Телёнок увидел ежа и говорит:

— Я тебя съем!

Ёж не знал, что телёнок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

— Попробуй…

Задрав хвост, запрыгал глупый телёнок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

— Ой, ой, ой! — заревел телёнок и побежал к корове-матери, жалуется:

— Ёж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

А ёж покатился в тёмную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:

— Я огромного зверя победил, должно быть, льва!

И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за тёмный лес.

— У нас ёжик — богатырь,— шёпотом со страху говорили звери.

(А. Н. Толстой)

 

МЫШКА

По чистому снегу бежит мышка, за мышкой дорожка, где в снегу лапки ступали.

Мышка ничего не думает, потому что в голове у неё мозгу — меньше горошины.

Увидела мышка на снегу сосновую шишку, ухватила зубом, скребёт и всё чёрным глазом поглядывает: нет ли хоря.

А злой хорь по мышкиным следам ползёт, красным хвостом снег метёт.

Рот разинул — вот-вот на мышь кинется…

Вдруг мышка царапнула нос о шишку, да с перепугу — нырь в снег, только хвостом вильнула. И нет её.

(А. Н. Толстой)

 

ВОРОБЕЙ

На кустах сидели серые воробьи и спорили — кто из зверей страшнее.

— Нет страшнее рыжего кота,— сказал кривой воробей, которого царапнул раз кот в прошлом году лапой.

— Мальчишки много хуже,— ответила воробьиха,— постоянно яйца воруют.

— А я никого не боюсь,— вдруг чирикнул совсем ещё молодой воробьёныш,— ни кота, ни мальчишек.

(По А. И. Толстому)

 

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Подчеркнуть слова, однокоренные с выделенными.

 

ЛЕСНИЧИЙ

Деревья разговаривать не умеют и стоят на месте как вкопанные. Но всё-таки они живые. Они дышат. Они растут всю жизнь. Даже огромные старики деревья и те каждый-год подрастают, как маленькие дети.

Стада пасут пастухи, а о лесах заботятся лесничие. И вот в одном огромном лесу жил-был лесничий, по имени Чернобородый. Он целый день бродил взад и вперёд по лесу, и каждое дерево на своём участке знал он по имени.

71 слово. (Е. Шварц)

 

У ПРАДЕДУШКИ МОРОЗА

Посреди зала стояла высокая белая печь. Мальчик обрадовался. Ему было холодно и так хотелось погреться. Но в печке этой ледяные поленья горели чёрным пламенем. Чёрные отблески прыгали по полу. Из печной дверцы тянуло леденящим холодом. И Прадедушка Мороз опустился на ледяную скамейку у ледяной печки и протянул свои холодные, как ледышки, пальцы к ледяному пламени.

58 слов. (По Е. Шварцу)

 

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Найти и обозначить префиксы.

Пристройка, пригород. Непогода, незнайка. Подоконник, пододеяльник. Бездействие, бессонница.

Безаварийный, безграмотный. Бесшумный, беспокойный. Приморский, прибрежный.

Привезти, приземлиться. Улететь, убежать. Доехать, доплыть. Переехать, переплыть. Выходить, выезжать. Занести, забрать. Разбежаться, расхвастаться. Сделать, съесть. Въехать, вбежать.

Вводить, доводить, заводить, изводить, наводить, обводить, отводить, подводить, приводить, переводить, проводить, сводить, уводить.

 

2. Образовать слова с помощью префикса без- от следующих слов: застенчивость, опасность, болезненный, жизненный, действовать.

 

3. Образовать слова с помощью различных префиксов от следующих слов: ходить, ездить, бегать, делать, говорить.

 

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Подчеркнуть слова с одинаковыми префиксами. Объяснить, какое дополнительное значение они придают слову.

 

ЛЕСНЫЕ СИЛАЧИ

Ударила первая капля дождя. Начались соревнования. Соревновались трое: гриб подосиновик, гриб подберёзовик и гриб моховик.

Подберёзовик поднял жёлтый листик берёзы и улитку. Подосиновик выжал три листика осины, сосновую шишку и маленького лягушонка. Моховик раззадорился, расхвастался. Раздвинул шляпкой мох, подлез под сучок и стал выжимать. Жал-жал — не выжал. Только шляпку свою жёлтую раздвоил.

Победителем вышел подосиновик. Награда ему — алая майка чемпиона.

62 слова. (По Н. Сладкову)

 

Одеяло

Убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

(К. Чуковский)

 

[Мяч] покатился в огород,

Докатился до ворот,

Покатился под ворота,

Добежал до поворота,

(С. Маршак)

 

ЁЛКА

Были бы у ёлочки

Ножки,

Побежала бы она

По дорожке.

Заплясала бы она

Вместе с нами,

Застучала бы она

Каблучками.

Закружились бы на ёлочке

Игрушки —

Разноцветные фонарики,

Хлопушки.

Завертелись бы на ёлочке

Флаги

Из пунцовой, из серебряной

Бумаги.

Засмеялись бы на ёлочке

Матрёшки,

И захлопали б от радости

В ладошки.

Потому что у ворот

Постучался Новый год! Новый, Новый, молодой,

С золотою бородой.

(К. Чуковский)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *