Именительный и винительный падежи имён прилагательных

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Записать сочетания слов. Поставить вопросы к прилагательным.

Голубая даль — в голубую даль; пушистый зверёк — на пушистого зверька; белоснежная скатерть — на белоснежную скатерть; зелёная трава — на зелёную траву; ночная тьма — в ночную тьму; ясное небо — в ясное небо; Чёрное море — на Чёрное море; высокие горы — в высокие горы; молодой человек — на молодого человека; маленькие школьницы — на маленьких школьниц; новые правила — на новые правила.

 

2. Записать предложения. Поставить вопросы к прилагательным. Подчеркнуть прилагательные в именительном и винительном падежах.

1. Жил-был славный царь Дадон. Смолоду был грозен он. 2. Тут соседи беспокоить стали старого царя. 3. Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка золотого петушка. 4. Сына он теперь меньшого шлёт на выручку большого. 5. Войско в горы царь приводит и промеж высоких гор видит шёлковый шатёр. 6. Подари ж ты мне девицу, шамаханскую царицу. 7. Вот въезжает в город он. Вдруг раздался лёгкий звон.

(А. Пушкин)

 

ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Выбрать и записать предложения с сочетаниями прилагательных и существительных в именительном падеже.

1. Ребята надели коньки и вышли на школьный каток. Школьный каток был покрыт гладким льдом. 2. В детском саду был праздничный концерт. На праздничный концерт пришли все родители. 3. Возле нашей речки большой песчаный пляж. Летом мы часто ходим на песчаный пляж. 4. Вся семья уселась в новый автомобиль. Новый автомобиль был синего цвета. 5. Лодка вошла в узкий пролив. Узкий пролив зарос камышом.

 

2. Выбрать и записать предложения с сочетаниями прилагательных и существительных в винительном падеже.

1. На день рождения мне подарили большого плюшевого медведя. У меня никогда не было большого плюшевого медведя. 2. Я давно не видел своего лучшего друга. Мне очень скучно без моего лучшего друга. 3. У зубного врача большой кабинет. Маленькие дети часто боятся зубного врача. 4. Вчера был телефонный звонок от старшего брата. Моего старшего брата зовут Николай.

 

3. Закончить и записать предложения.

1. Маленькая мышь … . Маленькую мышь … . 2. В большую печь … . Большая печь … . 3. В небесную синь … . Небесная синь … . 4. В лесную глушь … . Лесная глушь … . 5. В густую тень … . Густая тень … .

 

4. Записать предложения, заменяя прилагательные антонимами.

1. На опушке росла молодая ель. 2. Этот диван очень мягкий. 3. Мне сшили длинное пальто. 4. Мама надела светлое платье. 5. Мой стол очень высокий. 6. Мне рассказали грустную историю. 7. Он нёс тяжёлый чемодан. 8. В этом месте река очень узкая. 9. С ветки упало несколько больших яблок. 10. В прошлом году весна была тёплой.

 

5. Прослушать пословицы и поговорки. Записать сочетания прилагательных и существительных в винительном падеже.

 

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

1. В летнюю ночь заря с зарёю сходится. 2. Глубокую воду не замутишь. 3. И маленький бугорок телегу переворачивает. 4. На чужой каравай рот не разевай. 5. Старого воробья на мякине не проведёшь.

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть прилагательные в винительном падеже.

 

КАК ВЫБРАТЬ ХОРОШЕГО ЩЕНКА

Для начала нужно выбрать породу. Для охраны дома можно взять дога или овчарку. Для маленьких детей лучше взять пуделя или маленькую охотничью собаку. Самый крупный из щенков обычно бывает самым здоровым. Есть простой способ определить самого смелого щенка. Нужно что-нибудь бросить. Робкие щенки отбегут в сторону. Малыши посмелее потянутся разглядывать незнакомый предмет. Протяни к щенкам руку. Так ты найдёшь самого доверчивого. Он потянется к твоей руке. Полюби своего маленького друга и заботься о нём.

78 слов.

 

ВЕСЕННИЙ СЕВ

Обычно в середине апреля наши поля очищаются от снежного покрова. В это время оживают зелёные всходы зимних посевов. Просохнет слегка земля. Идут по полю тракторы, тащат за собой бороны. Они будто острым железным гребнем расчёсывают землю, размельчают большие глыбы, разрыхляют почву. В такую землю свободнее проникают воздух и влага. Вот и подоспел весенний сев. Сеют овёс, ячмень, яровую пшеницу. Трактор тащит за собой сеялки. Похожи они на большие ящики на колёсах. Внизу у них отверстия, в виде трубочек. Из них падает в рыхлую землю зерно. 88 слов. (По Г. Скребицкому)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *