Родительный падеж имён прилагательных

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Записать сочетания слов. Поставить вопросы к прилагательным.

Без тёплой одежды, у хороших друзей, от сильной усталости, возле высотного дома, с черепичной крыши, из родного села, от любимых учеников, до дальних берегов.

 

2. Записать предложения. Поставить вопросы к прилагательным. Подчеркнуть прилагательные в родительном падеже.

1. Завод работал от мельничного колеса. 2. За плотинами были жилища огромных щук. 3. Через час мы доплыли до большого села. 4. Мы спустились с крутого берега к воде. Внук лесника Ваня принёс нам кошёлку белых грибов. 6. Я встретил барсука на берегу лесного озера. 7. На бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света. 8. Над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. 9. Были все признаки будущей ясной погоды.

(К. Паустовский)

 

ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Закончить предложения, употребляя сочетания прилагательных и существительных мужского, женского, среднего рода в родительном падеже.

1. Тропинка тянулась вдоль … (сосновый бор, живая изгородь, пшеничное поле). 2. Мы сохраним семена до … (следующий год, поздняя весна, раннее лето). 3. Зимой нельзя выйти на улицу без … (тёплый шарф, шерстяная одежда, хорошее пальто).4. Путники расположились у … (соломенный шалаш, раскидистая ель, лесное озеро). 5. На свете трудно прожить без … (умные книги, хорошие друзья).

 

2. Выбрать и записать предложения с сочетаниями прилагательных и существительных в родительном падеже.

1. Я ещё не видел моих новых соседей. У моих новых соседей есть большая собака. 2. Редко можно увидеть ночных птиц. У ночных птиц хорошее зрение. 3. Мы нашли в гнезде маленьких птенцов. У маленьких птенцов совсем нет перьев.

 

3. Закончить предложения, употребляя сочетания прилагательных и существительных в родительном падеже.

1. Я получил письмо от … (старший брат, младшая сестра). 2. Я получил письмо из … (далёкий город, Сумская область, маленькое село). 3. Голоса доносились с … (зелёный луг, высокая крыша, пшеничное поле). 4. Голоса доносились из … (тёмный подъезд, детская комната, большое окно).

 

4. Прослушать отрывки из стихотворений. Записать сочетания прилагательных и существительных в родительном падеже.

Осенний полдень, полдень ясный

Родимой, милой той земли,

Мои где годы расцвели…

+ + +

Была ты розовей цветка

И утренней зари румяней.

А в поднебесье вереницей

С дубрав украинской земли

На юг летели журавли.

+ + +

Печально бледная луна

О глубокой вышины сияла.

(Т. Шевченко)

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть прилагательные в родительном падеже.

 

ДЕРЕВО

Дядя Серёжа был плотником. Его двор был похож на строительную площадку. От вороха жёлтых стружек пахло смолой. Дядя Серёжа часто рассказывал нам о деревьях. Ведь они очень отличаются друг от друга. У клёна рисунок из маленьких чёрточек и квадратиков. Из него можно сделать красивую мебель. Сосна пахнет мёдом. Древесина у неё белая и мягкая. У пушистой ёлки много сучков. Поэтому еловые доски все в кружках. Рейки из гибкой ивы легко гнутся. А дубовые похожи на железо. Чего только не делают из дерева!

83 слова. (По Л. Сергееву)

 

У КАКОЙ ПТИЦЫ ГНЕЗДО САМОЕ ЛУЧШЕЕ

Очень хорошие гнёзда вьют многие птицы. Иволга обычно мастерит гнездо на развилке тонких, гибких веток из соломинок и травинок. А берёста и мох защитят птенцов от ветра. Птица ремез делает гнездо из конопли, крапивы и льна. Она добавляет пух, паутину, овечью шерсть. Здесь тепло и сухо. Такое укрытие спрячет от зимней и летней непогоды. А вот кукушке гнездо совсем не нужно. Свои яйца она подбрасывает в гнездо к другим птицам. Пусть другие их высиживают и выкармливают!

82 слова. («Детская энциклопедия»)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *