ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. Записать сочетания слов. Поставить вопросы к прилагательным.
Без тёплой одежды, у хороших друзей, от сильной усталости, возле высотного дома, с черепичной крыши, из родного села, от любимых учеников, до дальних берегов.
2. Записать предложения. Поставить вопросы к прилагательным. Подчеркнуть прилагательные в родительном падеже.
1. Завод работал от мельничного колеса. 2. За плотинами были жилища огромных щук. 3. Через час мы доплыли до большого села. 4. Мы спустились с крутого берега к воде. Внук лесника Ваня принёс нам кошёлку белых грибов. 6. Я встретил барсука на берегу лесного озера. 7. На бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света. 8. Над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. 9. Были все признаки будущей ясной погоды.
(К. Паустовский)
ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. Закончить предложения, употребляя сочетания прилагательных и существительных мужского, женского, среднего рода в родительном падеже.
1. Тропинка тянулась вдоль … (сосновый бор, живая изгородь, пшеничное поле). 2. Мы сохраним семена до … (следующий год, поздняя весна, раннее лето). 3. Зимой нельзя выйти на улицу без … (тёплый шарф, шерстяная одежда, хорошее пальто).4. Путники расположились у … (соломенный шалаш, раскидистая ель, лесное озеро). 5. На свете трудно прожить без … (умные книги, хорошие друзья).
2. Выбрать и записать предложения с сочетаниями прилагательных и существительных в родительном падеже.
1. Я ещё не видел моих новых соседей. У моих новых соседей есть большая собака. 2. Редко можно увидеть ночных птиц. У ночных птиц хорошее зрение. 3. Мы нашли в гнезде маленьких птенцов. У маленьких птенцов совсем нет перьев.
3. Закончить предложения, употребляя сочетания прилагательных и существительных в родительном падеже.
1. Я получил письмо от … (старший брат, младшая сестра). 2. Я получил письмо из … (далёкий город, Сумская область, маленькое село). 3. Голоса доносились с … (зелёный луг, высокая крыша, пшеничное поле). 4. Голоса доносились из … (тёмный подъезд, детская комната, большое окно).
4. Прослушать отрывки из стихотворений. Записать сочетания прилагательных и существительных в родительном падеже.
Осенний полдень, полдень ясный
Родимой, милой той земли,
Мои где годы расцвели…
+ + +
Была ты розовей цветка
И утренней зари румяней.
А в поднебесье вереницей
С дубрав украинской земли
На юг летели журавли.
+ + +
Печально бледная луна
О глубокой вышины сияла.
(Т. Шевченко)
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
Подчеркнуть прилагательные в родительном падеже.
ДЕРЕВО
Дядя Серёжа был плотником. Его двор был похож на строительную площадку. От вороха жёлтых стружек пахло смолой. Дядя Серёжа часто рассказывал нам о деревьях. Ведь они очень отличаются друг от друга. У клёна рисунок из маленьких чёрточек и квадратиков. Из него можно сделать красивую мебель. Сосна пахнет мёдом. Древесина у неё белая и мягкая. У пушистой ёлки много сучков. Поэтому еловые доски все в кружках. Рейки из гибкой ивы легко гнутся. А дубовые похожи на железо. Чего только не делают из дерева!
83 слова. (По Л. Сергееву)
У КАКОЙ ПТИЦЫ ГНЕЗДО САМОЕ ЛУЧШЕЕ
Очень хорошие гнёзда вьют многие птицы. Иволга обычно мастерит гнездо на развилке тонких, гибких веток из соломинок и травинок. А берёста и мох защитят птенцов от ветра. Птица ремез делает гнездо из конопли, крапивы и льна. Она добавляет пух, паутину, овечью шерсть. Здесь тепло и сухо. Такое укрытие спрячет от зимней и летней непогоды. А вот кукушке гнездо совсем не нужно. Свои яйца она подбрасывает в гнездо к другим птицам. Пусть другие их высиживают и выкармливают!
82 слова. («Детская энциклопедия»)