Имя прилагательное

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Записать сочетания слов. Поставить вопросы к прилагательным.

Волшебная ночь, у горячей печи, тёплое молоко, новогодний вечер, по узкому коридору, с весёлой песней, живая музыка, у школьной доски, украинский язык, на русском языке, майское утро, маминого зонта, дедушкины очки, с хорошим настроением, о южной ночи, на узкой тропинке.

 

2. Записать и прочитать отрывки из стихотворений. Поставить вопросы к прилагательным.

1. Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы. 2. Вечер чёрные брови насупил. 3. Проплакал дождь весенний.4. Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. 5. В саду горит костёр рябины красной. 6. Черёмуха душистая с весною расцвела и ветки золотистые, что кудри, завила.

(С. Есенин)

 

ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Записать существительные. Образовать от них прилагательные. Боль, правда, стекло, дерево, книга, молоко, море, корабль, лодка, женщина, цирк, воля, путь, машина, трамвай, учитель, выход, бумага, рука, мороз, утро, роза, железо, вишня.

 

2. Заменить словосочетания «существительное+существительное» словосочетаниями «прилагательное+существительное».

Образец: вода из родника — родниковая вода.

Подруга мамы, двор школы, таз из меди, ваза из хрусталя, вода

для питья, мука из пшеницы, прогулка утром, площадь при вокзале, паста из томатов, хлеб из ржи, хлопья из овса, мостовая из бетона, шкаф для книг, варенье из клубники, ложки из серебра, работа на дом.

 

3. Закончить предложения, употребляя прилагательные на -ский.

1. Женщины носят платья и юбки. Эта одежда … (какая?). 2. Мужчины носят брюки и костюмы. Эта одежда … (какая?). 3. Грудных детей одевают в ползунки. Эта одежда … (какая?). 4. Я живу в Украине. Здесь много людей говорят на … (каком?) и … (каком?) языках.

 

4. Закончить предложения, употребляя прилагательные на -зкий.

1. Этот пролив не широкий а …. 2. Потолки в доме не высокие, а … .3. Путь предстоит не дальний, а … .

 

5. Закончить предложения, употребляя как можно больше прилагательных.

1. В последнее время зимы очень … . 2. В окно дул … ветер. 3. Погода в ноябре была … . 4. Погода в июле была … . 5. Комнаты были … . 6. Сугробы во дворе были … . 7. Мы получили … задание. 8. В квартиру вносят … мебель.

 

6. Записать сочетания слов в два столбика: в первый — сочетания с прилагательными в прямом значении слова, во втором — в переносном.

Лёгкий вес — лёгкий разговор; шёлковая трава — шёлковая ткань; ледяная горка — ледяной взгляд; горячий чай — горячее сердце; мягкая подушка — мягкая зима.

 

7. Записать существительные, обозначающие положительные качества человека, в один столбик, отрицательные — в другой. Написать рядом однокоренные прилагательные.

Лень, зло, честность, талант, грубость, воспитанность, ум, хитрость, щедрость, ложь, правдивость, сила, жестокость, добро, надёжность, вежливость, невоспитанность, глупость, жадность, смелость, верность, храбрость, слабость, грамотность, подлость, лживость, безграмотность, равнодушие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *