КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
1. Поставить вопросы к выделенным словам.
1. Запел весною соловей. 2. Село молчит. 3. Широкий двор порос травою. 4. Печальный вечер ночь сменила. 5. Шумно, весело было! 6. Я был счастлив!
(Т. Шевченко)
2. Подчеркнуть предложения, в которых содержится вопрос.
ЁЖИК
— Что ж ты, Ёж, такой колючий?
— Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, Волки да Медведи.
ВОРОБЕЙ
— Что не весел, Воробей?
— Мало
Стало
Лошадей.
Трудно нынче Воробью
Прокормить свою семью.
САПОЖКИ
— Был сапожник?
— Был.
— Шил сапожник?
— Шил.
— Для кого сапожки?
— Для соседской кошки.
(В. Заходер)
ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. Ответить на вопросы. Записать предложения, в которых содержится вопрос и сообщение.
1. Когда плачут берёзы? 2. Когда начинается учебный год? 3. Как бежит время? 4. Как поёт соловей? 5. Где кричат журавли? 6. Куда спешат ребята?
2. Распространить предложения, ответив на вопросы.
1. Плывёт (какой?) корабль. 2. Воробей (как?) чирикает. 3. Пришла (какая?) осень. 4. Летит (какой?) снег. 5. Птицы (как?) поют. 6. Котёнок (как?) мяукает.
3. Записать предложения. Перестроить их в предложения с обращениями, в которых содержится побуждение к действию, и записать рядом. Образец: Маша вытирает пыль. — Маша, вытри пыль!
1. Дети собирают портфели. 2. Сергей закрывает окно. 3. Ребята садятся на свои места. 4. Алёна начинает читать текст. 5. Андрей записывает на доске правило. 6. Дежурные проветривают класс.
4. Объединить простые предложения в сложные, используя бессоюзную связь.
1. Пришла и красная весна. Запели пташки. Всё проснулось. 2. Текла речка в чистом поле. Орлы воду пили. 3. Завыли псы. Рога трубили.
(Т. Шевченко)
1. В кухне злится повариха. Плачет у окна ткачиха. 2. Туча по небу идёт. Бочка по морю плывёт. 3. В синем небе звёзды блещут. В синем море волны хлещут. 4. Коршун в море кровь пролил. Лук царевич опустил. 5. Ветер весело шумит. Судно весело бежит.
(А. Пушкин)
5. Прослушать пары предложений. Записать их, объединяя в одно сложное предложение с помощью союзов и, а.
1. Лисы и волки — хищники. Зайцы питаются травой. 2. Липы сбросили золотой убор. Дубы ещё стоят зелёные. 3. Наступило раннее утро. Ласково пригрело майское солнышко. 4. Солнце растопило лёд на речке. Большие льдины с треском поплыли вниз по течению.
6. Выписать предложения, в которых содержится сообщение.
ЗАГАДКИ
Снег на полях.
Лёд на реках.
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)
Тает снежок. Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной)
Солнце печёт.
Липа цветёт.
Рожь поспевает.
Когда это бывает? (Летом)
Пусты поля.
Мокнет земля.
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью)
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
7. Выписать предложения с восклицательным знаком в конце.
Прибежал чудак —
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
— Ура! Долой!
Караул! Разбой!
(С. Маршак)
8. Выписать предложения с восклицательным знаком в конце.
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
— Кто? Кого?
Откуда? Как?
(С. Маршак)
9. Выписать предложения, в которых содержится просьба или приказ.
ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН
— Будьте добры,
Позовите врача!
— Куда вы звоните?
Какого грача?
— Врача позовите.
Будьте добры!
— Чего вы хотите?
Какие бобры?
— Будьте бобры,
Позовите грача!
— Если бодры,
Так зачем же врача?
(В. Баширов)
ПЕТУШОК
Отправляла
Мама-квочка
В школу милого
Сыночка.
Говорила:
— Не дерись!
Не дразнись!
Не петушись!
Поспеши!
Тебе пора!
Ну, ни пуха
Ни пера!
(В. Орлов)