Наречие

ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Выписать наречия, рядом записать прилагательные, от которых они образованы.

 

РОДНОЕ СЛОВО

Наш язык и скромен, и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси —

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым-бело» —

И увидишь зимнее село.

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспомнится наречие «светло» —

И увидишь: солнышко взошло.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно», ты

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобою — сразу вся Россия!

(Э. Куклина)

 

2. Выписать наречия с противоположным значением.

+ + +

Играли школьники в футбол.

Один, мигнув лукаво,

Сказал: — Налево кот пошёл.

Другой сказал: — Направо.

+ + +

По склону вверх король повёл

Полки своих стрелков.

По склону вниз король сошёл,

Но только без полков.

(С. Маршак)

 

ЯБЛОКО

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело.

Только конь сказал,

Что низко,

А мышонок —

Высоко.

Воробей сказал.

Что близко,

А улитка — далеко.

А телёнок озабочен

Тем, что яблоко

Мало.

А цыплёнок — тем,

Что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно:

— Кислое, зачем оно?

— Что вы? —

Шепчет червячок.—

Сладкий у него бочок.

(Г. Сапгир)

 

3. Записать прилагательные. Образовать от них наречия и записать их рядом.

Радостный, глупый, богатый, верный, уверенный, успешный, правильный, давний, свежий, крепкий, скорый, прилежный, яркий, смешной, аккуратный, особенный.

 

4. Записать наречия. Подобрать к ним антонимы. Составить с ними словосочетания.

Светло, тепло, высоко, широко, хорошо, весело, мокро, тяжело, быстро, громко, далеко, легко, раньше, слева, снизу, реже, вперёд, направо.

 

5. Прослушать слова. Записать в один столбик наречия, отвечающие на вопрос когда?, в другой — на вопрос где?. Составить с ними предложения.

Здесь, сбоку, теперь, внизу, позже, справа, рано, слева, прежде, раньше, спереди, завтра, сейчас, иногда, однажды, послезавтра.

 

6. Прослушать отрывки из стихотворений. Записать наречия.

1. Лётчик водит самолёты — это очень хорошо. 2. Повар делает компоты — это тоже хорошо. 3. Для больного человека нужен врач, нужна аптека. Входишь — чисто и светло, всюду мрамор и стекло. 4. Мы вернулись из кино — дома пусто и темно. 5. Мы теперь приходим в класс раньше всех на целый час. 6. Скоро здесь, на этом месте, встанет дом квартир на двести.

(С. Михалков)

 

7. Прослушать предложения. Записать наречия.

1. Он гордо отошёл от окошка, тихо перебирая струны бандуры. 2. Лениво и бездумно стоят подоблачные дубы. 3. Месяц блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях украинского неба. 4. Ряды мельниц поднимали на тяжёлые колёса свои широкие волны и мощно кидали их. 5. Тяжело и грустно становится сердцу. 6. Задумавшийся вечер мечтательно обнимал синее небо.

(Н. Гоголь)

8. Заменить повторяющиеся слова наречиями.

 

КОШКИ-МЫШКИ

Рано утром я пошёл в сарай. Кто-то прошмыгнул мимо меня и бросился в сарай. Я вошёл в сарай. Из-за угла доносились какие-то звуки. В углу кто-то возился. Вдруг из угла выскочила мышь, а за ней наш кот. В то же мгновение мышь юркнула в щель под сараем.

48 слов.

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть наречия. Поставить к ним вопросы.

 

БАРСУКИ

Проснулся весной барсук. Сладко спалось ему зимой. Но пора из норы выходить. Голодно и сыро теперь там. А снаружи много всякого корма. Быстро спустился барсук с лесного холма и принялся в старых листьях жуков и улиток добывать. Вокруг деревьев полно сладких корешков. Ничего нет слаще и вкуснее! Но надо скорее домой возвращаться. Там терпеливо ждёт барсучиха. Покормит она детёнышей тёплым молочком и сама наружу выберется. Пора и ей на весну посмотреть.

72 слова.

 

ЛАЙКА

Трудно представить сибирского охотника без верного и надёжного спутника — лайки. В глухой тайге быстро и точно отыскивает эта собака зверя. Загонит белку на сосну или кедр и громко лает, пока не подойдёт хозяин. Легко переносят лайки сильные морозы. В таких тёплых шубах и на снегу переночевать не страшно. Охота для лаек в радость. Весело бегут они впереди хозяина. За ними и на лыжах трудно угнаться.

66 слов.

 

КЛЕСТЫ

Середина зимы. Морозно, зябко в лесу. Ярко искрится высокий снег на спящих полянах. Кругом безмолвие. От снежной голубизны на душе спокойно и радостно. Но вдруг из осинника послышалась песенка. Что за чудо? Кто может в такой мороз звенеть так долго и так мелодично? Это в кронах старых елей расположилась стайка клестов. Птички сновали вверх и вниз по деревьям. Я неосторожно наступил на сухую веточку. Её треск встревожил стайку, и она дружно полетела на соседнюю поляну.

76 слов.

 

ГДЕ КАК ПИШУТ

В Украине и в России пишут слева направо. А вот на арабском и древнееврейском языках пишут справа налево. Идёшь по улице, читаешь объявление и видишь точку или восклицательный знак не справа, а слева. Сначала удивляешься, потом привыкаешь.

А китайцы, корейцы, вьетнамцы и японцы пишут иероглифами. Это такие значки, которыми обозначают не звуки, а понятия, слова. Существует несколько тысяч иероглифов. Чтобы их выучить, нужно долго и настойчиво трудиться.

70 слов.

 

НЕОБЫКНОВЕННАЯ ЁЛКА

Росла ёлка в тени, и сучья у неё когда-то были опущены вниз. Теперь она очутилась на свету, и каждый сук её стал расти кверху. И нижние сучки со временем поднялись бы. Но ветки эти соприкоснулись с землёй, выпустили корешки и прицепились. Так под ёлкой с поднятыми вверх сучьями внизу получился хороший шалашик.

54 слова. (По М. Пришвину)

 

ДРУЖНЫЕ СОСЕДИ

Скворец прилетел издалека и выбрал себе новенькую дачу. Она ещё никем не занята. Дно домика устлано пухом. Дача удобно расположена. Поблизости пруд. Есть и соседи. Сообща легче прогнать ворон. Только подумал об этом, а вороны летят к домику. Но дружная семья соседей не пустила никого к домику скворца. 50 слов. (По Е. Гладчеико)

 

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. Записать и прочитать наречия. Поставить к ним вопросы. Надёжно, спросонья, налево, быстро, душно, снизу, жарко, сегодня, сгоряча, вчера, мягко, вокруг, сейчас, сверху, изредка, назад, много, послезавтра, назло, однажды, никогда, нарочно, потом, сослепу.

 

2. Записать пословицы. Поставить вопросы к наречиям.

1. Говорит прямо, а делает криво. 2. Шума много, а толку мало. 3. Не замесишь густо, так в амбаре пусто. 4. Коли грамота даётся, так на ней далеко уедешь. 5. Коротко да ясно. 6. Говорит красиво, да слушать тоскливо. 7. На плохое дело держи ухо глухо. 8. Где тонко, там и рвётся. 9. Где воды не было, там сухо.

 

3. Подчеркнуть наречия, поставить к ним вопросы. Выписать попарно наречия с противоположным значением.

 

ДРУЗЬЯ-ТОВАРИЩИ

День стоял весёлый

Раннею весной.

Шли мы после школы —

Я да ты со мной.

Куртки нараспашку,

Шапки набекрень,

Шли куда попало

В первый тёплый день.

Шли куда попало —

Просто наугад,

Прямо и направо,

А потом назад.

А потом обратно,

А потом кругом,

А потом вприпрыжку,

А потом бегом.

Весело бродили

Я да ты со мной,

Весело вернулись

К вечеру домой.

(С. Маршак)

+ + +

Как лента блестящая,

Речка течёт

Настоящая.

И днём течёт,

И ночью течёт —

Направо свернёт,

Налево свернёт.

+++

Облака в любые страны

Через горы, океаны

Могут запросто летать:

Выше, ниже — как угодно!

Тёмной ночью — без огня!

Небо — всё для них свободно

И в любое время дня.

+ + +

«Послушайте, друзья! — седой Орёл изрёк.—

Нам следует сперва решить единогласно,

Как будем строить? Вдоль иль поперёк?»

(С. Михалков)

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Творительный падеж имён прилагательных... ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать сочетания слов. Поставить вопросы к прилагательным. Над ночным городом, с близкими друзьями, ря...
Родительный падеж имён прилагательных... ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать сочетания слов. Поставить вопросы к прилагательным. Без тёплой одежды, у хороших друзей, от сильной усталос...
Имя существительное ВЫБОРОЧНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ Выписать парами собственные имена существительные и нарицательные, образованные от них.   ОТ СОБСТВЕННЫХ ИМ...
Будущее время глаголов КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ 1. Записать и прочитать глаголы. Поставить к ним вопросы. Прилетят, завезут, проснётся, порадуют, наступит, растает, унесут...
Местоимение — 4 класс КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ 1. Записать сочетания слов. Поставить вопросы к местоимениям. Дружить с ним, думать о них, пригласить его, встретить без ме...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *