Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? что делал? что будет делать?

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. Записать слова. Поставить к ним вопросы.

Идти, идёт, идут. Звать, зовёт, зовут. Лежать, лежит, лежат. Учиться, учится, учатся. Летать, летит, летят. Пить, пьёт, пьют. Любить, любит, любят. Говорить, говорит, говорят. Блестеть, блестит, блестят. Лить, льёт, льют.

 

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова, называющие действия. Поставить к ним вопросы,

I. 1. Стоит на воде большой корабль, на волнах качается, паруса белые распускает. 2. Сидит кот на солнце, жмурится и мурлыкает, пушистую спину выгибает. 3. Кругом подымаются деревья диковинные, колышутся травы изумрудные, а посреди поляны стоит красавица девушка. 4. Вдруг небо потемнело, ветер завыл, земля загудела.

II.1. Золотой дворец стоит, как жар горит. 2. Проскакал за воротами чёрный всадник, ночь наступила. 3. Взошло солнце, приласкало, согрело девочку и росу на косе высушило. 4. Походил в дозоре старший брат, посмотрел по сторонам и успокоился. Забрался в кусты и заснул.

(Из русских сказок)

 

ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Записать слова. Подобрать к ним однокоренные слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?, и записать их.

Работа, учёба, любовь, бег, прыжок, песня, игра, цветок, гром, писатель, читатель, гудок, звон.

 

2. Прослушать сочетания слов. Записать сочетания слов, имеющие противоположное значение.

Машина приехала, надеть пальто, ребёнок плачет, солнце поднимается, огонь разгорелся, день начинается, самолёт взлетел, открыть окно, девочка заснула, лодка уплыла.

 

3. Прослушать загадки и стихотворения. Записать слова, называющие действие. Поставить к ним вопросы.

 

ЗАГАДКИ

1. Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево)

2. Зимой греет,

Весной тлеет.

Летом умирает,

Осенью оживает. (Снег)

3. Били меня, били,

Били, колотили,

На клочья рвали,

По полю валяли,

Под ключ запирали,

На стол расстилали. (Лён)

 

4. Загадаю загадку,

Закину за грядку.

Пускай моя загадка

До лета лежит. (Посев)

 

4. Выписать по три слова, называющие предметы, признаки и действия.

Ветер осенний в лесах подымается,

Шумно по чащам идёт,

Мёртвые листья срывает и весело

В бешеной пляске несёт.

Только замрёт, припадёт и послушает,—

Снова взмахнёт, а за ним

Лес загудит, затрепещет,— и сыплются

Листья дождём золотым.

(И. Бунин)

 

Туча растаяла. Влажным теплом

Веет весенняя ночь над селом;

Ветер приносит с полей аромат,

Слабо алеет за степью закат.

Тонкий туман над стемневшей рекой

Лёг серебристою нежной фатой,

И за рекою, в неясной тени,

Робко блестят золотые огни.

(И. Бунин)

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Подчеркнуть по три слова, называющих действиях.

 

ЕГОРКА

Скучно Егорке целый день в избе. Глядит он в окошко. Там бело кругом. Замело избушку лесника снегом. Белый стоит лес. Знает Егорка одну полянку в лесу. Видел он вчера следы зайцев и куропаток. Вот Егорки и нет уже в избе. Выскочил он во двор. Встал на лыжи и побежал в лес.

52 слова. (По В.Бианки)

 

ЛИСИЦА

Случалось ли вам зимой видеть лисицу? Неторопливо бежит она по полю. Всё время останавливается, прислушивается, встаёт на задние лапы. Потом что-то приметит, осторожно подкрадывается. Вдруг высоко прыгает, взмахивает своим пушистым хвостом. Потом бросается вперёд и хватает добычу.

38 слов.

 

КУРОПАТКИ

После тёплых весенних дней снова началась метель. Куда-то спряталась весёлая синичка. Даже лисьего лая не слышно в лесу. И только у стога сена шумит стая больших серых птиц. Это куропатки. Снег и холод заставили их прилететь ближе к жилью. Здесь они и устроились в стоге сена.

47 слов.

 

ДОЖДЬ

Однажды Арсен рыбачил возле вербы. Пошёл дождь. Вода в речке стала серой и неприветливой. Умолкли птицы. Только дятел стучал на засохшем дереве. Не клевало. В дождь рыба ложится на дно и спит. Вот и солнце опять сквозь тучи проглянуло. Дождик утих. Птицы снова запели.

45 слов. (По Григору Тютюннику)

 

2. В первых предложениях подчеркнуть слова, называющие предметы, одной чертой, слова, называющие действия,— двумя.

 

ЗАГАДОЧНАЯ ИСТОРИЯ

Зверь бежит, птица летит, лягушка прыгает. Никто не удивляется. А если куст побежит? Что тогда? Бежал, скакал, летел по степи куст. Корень пересох. Ветер сорвал куст и покатил. Запрыгал куст на бугорках, полетел по ветру. Мчится и семена сеет. Вырастут из семян новые бегающие кустики перекати-поля.

48 слов. (По Н. Сладкову)

 

ФЛЕЙТА И АРФА

Из окна полились нежные звуки флейты. Окна домов отворились. Наконец флейта смолкла. Из окна другого дома послышались звуки арфы. Арфа пыталась повторить эту новую мелодию. Мелодия слабела, потом замерла. Но флейта пришла на помощь, подхватила продолжение. Арфа ожила, зазвучала увереннее. Музыка сделалась громче и веселей.

48 слов.

 

ТРУДНАЯ ДОРОГА

Через несколько часов дорога стала неровной. Страшила часто спотыкался. Попадались ямы. Тотошка перепрыгивал через них. Элли обходила кругом. Но Страшила шёл прямо, падал и растягивался во всю длину. Элли брала его за руку, поднимала. Страшила шагал дальше и смеялся над своей неловкостью.

44 слова. (По А. Волкову)

 

3. Подчеркнуть слова, называющие действия, в побудительных предложениях.

 

РАСТЕНИЯМ ПИТЬ ХОЧЕТСЯ

Скоро вся семья уедет в отпуск. Комнатные растения останутся без присмотра. Перед отъездом промойте их под слабым душем. Поставьте в ванну. Наполните её водой. Она должна закрыть донышки горшков. Несколько недель о цветах можно не беспокоиться. Такая поилка может работать больше месяца.

46 слов.

 

БУДЬ ВЕЖЛИВЫМ

В театр или на концерт приходят заранее. Твои места в середине ряда. Не ожидай третьего звонка. Так ты не потревожишь других зрителей. Проходить нужно лицом к сидящим. Не хлопай сиденьем. Прекрати все разговоры во время спектакля. И не пробирайся к выходу за пять минут до конца,

48 слов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *