Местоимение — 4 класс

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. Записать сочетания слов. Поставить вопросы к местоимениям.

Дружить с ним, думать о них, пригласить его, встретить без меня, разговаривать с тобой, прощаться с вами, прийти от неё, мы с ними, он и она, я и ты.

 

2. Записать предложения. Подчеркнуть личные местоимения как члены предложения.

1. Ты не коршуна убил — чародея подстрелил. 2. К морю лишь подходит он, вот и слышит будто стон. 3. Бьётся лебедь средь зыбей, коршун носится над ней. 4. Стал он кликать золотую рыбку, приплыла к нему рыбка. 5. Чего тебе надобно, старче? 6. На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела. 7. Насмешишь ты целое царство. 8. Разбранила меня моя старуха, не даёт старику мне покоя.

(А. Пушкин)

 

ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Записать предложения, заменяя повторяющиеся существительные местоимениями.

I. 1. Пришла осень. Осень принесла с собой сильные ветры и холодные дожди. 2. Мне подарили красивую куклу. Я назвала куклу Светланой. 3. Летом на даче у нас жил кот Василий. У кота была чёрная шёрстка и белые лапки. 4. Вдруг мы увидели рыжую белку. Белка мелькнула среди ветвей ели. 5. Мои лучшие друзья — Оля и Миша. Я скоро приглашу Олю и Мишу на день рождения.

 

II. Недавно мне подарили черепашку. Черепашка была маленькая и симпатичная. Тело черепашки было спрятано под крепкий панцирь. Я кормил черепашку травой и творогом. Я часто выходил с чёрепашкой гулять. Черепашка совсем не боялась меня. Я очень подружился с черепашкой. И как я раньше без черепашки жил?

 

2. Записать глаголы, добавляя к каждому из них местоимения он, она, они в соответствующей падежной форме.

Вспоминай (о ком?), поговори (с кем?), стань (перед кем?), не смейся (над кем?), пришёл (к кому?), говорили (о ком?), пойдём (с кем?), извинись (перед кем?).

 

3. Записать предложения. Закончить их, употребляя местоимения с предлогами или без предлогов.

1. Мы давно не видели своего старого учителя. Давай встретимся … . 2. У Алёны теперь есть телефон. Давай позвоним … . 3. Внук очень обидел бабушку. Пусть он извинится …. 4. Сергей очень отстал в учёбе во время болезни. Давай поможем …. 5. Это мои старые друзья. Познакомься и поздоровайся … . 6. Птичке стало скучно в клетке весной. Давай выпустим … . 7. У соседей сломался телевизор. Давай пригласим … . 8. У отца день рождения. Ты уже поздравил … ?

 

4. Записать предложения. Написать рядом предложения, употребляя местоимения во множественном числе.

Образец: Я собрал целую корзину грибов. Мы собрали целую корзину грибов.

1. Я с радостью и нетерпением жду лета. 2. Ты уже выучил стихотворение? 3. Он объяснит тебе трудное правило. 4. Она спела мне весёлую песенку.

 

5. Прослушать стихотворение и загадки. Записать местоимения.

То было много лет назад.

Я тоже в первый раз

С толпою сверстников-ребят

Явился в школьный класс.

Мне тоже задали урок

Держа мелок в руке.

И я решил его, как мог,

И вызвали к доске,

Мы стали взрослыми теперь.

Нам детства не вернуть.

Нам школа в жизнь открыла дверь

И указала путь.

(С. Михалков)

 

ЗАГАДКИ

1. Белое покрывало на земле лежало. Лето пришло — оно всё сошло. (Снег) 2. Без чернил, карандаша он рисует не спеша. На окне, хоть без расцветки, сосен, пальм и ёлок ветки. (Мороз) 3. Летит пуля, жужжит, я вбок, она за мной, я в другой, она за мной, я — хватать. Это что такое? (Жук)

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть местоимения.

 

КОТ ВАСЬКА

Раннее утро. Смотрю на будильник. Почему я так рано проснулся? Всё ясно. За дверью скребётся хитрый кот Васька. Он хорошо выспался. Ему скучно. Он давно хочет молока. Придётся вставать. Васька радуется мне, лижет руки, радостно мурлыкает, Где же его миска? Васька загнал её под шкаф. Наверное, он играл ею в футбол. Но мне совсем не хочется играть. Мне снились такие интересные сны. Пойду досмотрю их,

67 слов.

 

ЗОЛОТОЙ ЛУГ

Перед окном у нас луг. Он весь золотой от цветущих одуванчиков. Однажды рано встал я ловить рыбу. Вдруг я заметил, что луг зелёный. Шёл я около полудня домой. А он опять золотой. Стал я наблюдать. К вечеру луг снова позеленел. Завтра под первыми лучами солнышка опять раскроет он свои жёлтые ладони. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов. Ведь он похож на нас. Ложится спать с детьми. А утром он вместе с нами встаёт.

81 слово. (По М. Пришвину)

 

КАКОГО ЦВЕТА ТВОЯ КОШКА?

Характер домашних кошек связан с их окраской. Чёрные кошки нервные, любопытные. Они очень любят ласку. Чёрно-белые кошки игривы. Эти кошки легко привязываются к хозяевам и их детям. Полосатые замкнуты. Они любят свободу и независимость. Часто они сторонятся даже своих собратьев. Коричневая кошка любит покой. Эта кошка домоседка. Белая кошка нервна, капризна, обидчива. Она может часто болеть. Правда ли всё это? Ты можешь проверить сам. 66 слов. ( «Детская энциклопедия»)

 

ЧЕРЕПАХА

Один раз пошёл я на охоту с собакой. Около леса пёс вытянул хвост, поднял уши и стал принюхиваться. Впереди него бежала маленькая черепаха. Пёс схватил её и стал грызть. Но он не мог прокусить её. Я отнял у него черепаху и рассмотрел её. На брюхе у неё тоже была скорлупа. Скорлупа черепахи — это её рёбра.

Только у людей и других животных рёбра бывают каждое отдельно. А у черепах рёбра срослись в скорлупу.

73 слова. (По Л. Толстому)

 

НОЧЛЕГ

Лес становился глуше. Ветви деревьев сплетались вверху. Они не пропускали солнечных лучей. Дорога была выложена жёлтым кирпичом. Она была очень тёмная. Путники шли до позднего вечера. Элли очень устала. Железный Дровосек взял её на руки. Страшила плёлся сзади. Он сгибался под тяжестью топора. Наконец остановились на ночлег. Железный Дровосек сделал для Элли уютный шалаш из ветвей. Они со Страшилой просидели всю ночь у входа в шалаш. Они прислушивались к дыханию девочки и охраняли её сон. Утром все снова двинулись в путь.

82 слова. (По А. Волкову)

 

ВЕСЁЛЫЙ КАПИТАН

На птичьем рынке купил я себе клеста. Назвал я его Капитаном. Дома я поставил клетку на окно. Птичка могла увидеть в окно мокрые крыши домов. У Капитана был удивительный клюв. Верхняя часть его была загнута вниз, а нижняя вверх. Характер у Капитана был весёлый. Целый день прыгал он по клетке, расшатывал клювом железные прутья. Но больше всего он любил дробить еловые шишки. Он зажимал в когтях, шишку и доставал оттуда семечки, Гладкая шишка становилась похожей на растрёпанного воробья.

80 слов. (По Ю. Ковалю)

 

В СТЕПИ

Июльская ночь. Запах густой, сладкий, нежный. Сквозь мглу трудно разобрать цвет и очертания предметов. Вдруг видишь у дороги тёмную фигуру. Она не шевелится. Не разбойник ли это? Фигура приближается, растёт. Вот она уже рядом с моей телегой. Это одинокий куст стоит неподвижно. Прячется он за курганом, выглядывает из бурьяна. И вот приходят на память степные легенды, рассказы встречных, сказки няни. Небо красиво, ласково. От ласки его кружится голова.

70 слов. (По А. Чехову)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *