Глагол — 4 класс

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Записать сочетания слов. Поставить вопросы к глаголам.

Гуляет ветер, носились птицы, пролетел год, выпадет снег, проснулись дети, приехали гости, начнётся октябрь, плачет иволга, откроются дали, кони мчались, послышался шум, светит луна, заря пылала, польют дожди, замелькали огоньки, вылетит сокол, будем учиться прилежно.

2. Записать предложения. Поставить вопросы к глаголам.

I. 1. А по двору метелица ковром шелковым стелется. 2. Еду. Тихо. Слышны звоны под копытом на снегу. Только серые вороны расшумелись на снегу. 3. Ветер резвый уснул на пути. 4. Бежит, струится маленький серебряный ручей. 5. Колесом за сини горы солнце тихое скатилось. 6. Своим блеском луна всё вокруг серебрит.

II. 7. Сердце мне печаль расколет. 8. Прощай же, море! Не забуду твоей торжественной красы. 9. Горят серебряные росы. 10. Задремали звёзды золотые. 11. Плачет где-то иволга. 12. Льётся по равнинам берёзовое молоко. 13. Пляшет ветер по равнинам. 14. Как метель, черёмуха машет рукавом.

(С. Есенин)

 

ТВОРЧЕСКИЕ Й ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Записать глаголы. Подобрать к ним глаголы, близкие по значению.

Горевать, греметь, думать, радоваться, простить, разговаривать, хохотать, лукавить.

 

2. Записать предложения. Написать рядом предложения с противоположным смыслом, употребляя глаголы-антонимы.

Образец: Я вошла в комнату. — Я вышла из комнаты.

1. Всё бельё намокло. 2. Дети заболели. 3. Принеси сюда посуду! 4. Птицы улетели в дальние страны. 5. Я дал товарищу книгу. 6. Вечером мы зажгли огонь. 7. В комнату внесли мебель. 8. Мы поднялись по ступенькам.

 

3. Записать предложения, изменяя время глаголов.

1. Грачи прилетели и начали устраиваться в своих гнёздах. 2. Комнату заполняет аромат душистых ландышей. 3. В воскресенье ребята поедут на экскурсию. 4. Луна льёт тихий вечерний свет. 5. На берёзках лопнули почки. 6. Охотник возвратится с добычей. 7. С наступлением весны доля ожили. 8. Рыбаки вытаскивают тяжёлую сеть. 9. Школьники пошли в ближний лес за семенами. 10. За окном поезда виднеются леса и луга.

 

4. Прослушать стихотворение. Записать глаголы.

Ревёт и стонет Днепр широкий,

Сердитый ветер вербы гнёт,

Вздымает горы волн высоких

В туманный, бледный небосвод.

Неясный месяц в эту пору

Сквозь тучи изредка светил

Как будто чёлн на синем море

То утопал, то вновь скользил.

Ещё и петухи не пели,

Лишь в молчаливой той ночи

Сухие ясени скрипели

Да в чаще ухали сычи.

(Т. Шевченко, перевод с украинского П. Антокольского)

 

5. Прослушать пословицы. Записать глаголы в прошедшем времени в один столбик, в настоящем — в другой, в будущем — в третий.

1. Хлебом люди не шутят. 2. Под лежачий камень вода не течёт. 3. Иной похвалит,— хуже, чем отругает. 4. И в моё оконце засветит солнце. 5. И тихая вода подмывает берега. 6. На упрямых воду возят. 7. Плакала кукушка, что детей отдала в люди. 8. Ест руками, а работает брюхом. 9. Не дом хозяина красит, а хозяин дом. 10. Из старого ума выжили, нового не нажили.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *