Творительный падеж имён существительных

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Записать сочетания слов. Поставить вопросы к существительным. Рядом с домом, между рядами, с подругой, перед зеркалом, с радостью, над рощей, быть учителем, писать ручкой, гордиться званием, говорить с матерью, вышить крестиком, работать граблями.

2. Записать предложения. Поставить вопросы к существительным. Подчеркнуть существительные в творительном падеже.

1. Море покрывается короткими гневными волнами. 2. Город ночью облит луной. 3. Он зашёл в комнату с окнами на море. 4. Корешки книг отливали золотом.5. Луна спокойно плывёт над водой. 6. Девочка сидит на корточках перед огнём. Она сыта и довольна жизнью. 7. Сильный порыв ветра проносится над домом. 8. Царица поразила всех своей осанкой и лицом. 9. Туча вздрагивала зарницами. 10. Лицо девочки было залито слезами. 11. Звёзды с каждым мгновением бледнеют. 12. Мокрые кусты жасмина усыпаны тяжёлыми каплями.

(В. И. Инбер)

ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Прослушать предложения и записать их, перестраивая по образцу. Образец: Моя сестра — врач. Моя сестра работает врачом.

1. Моя мама — учитель. 2. Мой брат — архитектор. 3. Мой сосед — строитель. 4. Мой дядя — электрик.

 

2. Закончить и записать предложения.

1. Гвозди забивают … (чем?), 2. Бумагу режут … (чем?). 3. Бельё гладят … (чем?). 4. Цветы поливают … (чем?). 5. Пшеницу убирают … (чем?). 6. Траву косят … (чем?). 7. Руки надо мыть … (чем?). 8. Зубы чистят … (чем?). 9. Пол подметают … (чем?). 10. Рыбу едят … (чем?). 11. Кошки умываются … (чем?).

 

3. Закончить предложения, употребляя существительные мужского, женского и среднего рода.

1. Ласточки летали низко над … (дом, крыша, озеро). 2. Автомобиль резко остановился перед … (забор, ограда, поле). 3. Деревья были покрыты … (иней, снег). 4. Он всех поразил … (талант, сила, усердие). 5. За грибами ходят с … (корзина, нож, палка). 6. В школе я сижу рядом с … (Аня, Серёжа, подруга). 7. С детства я увлекаюсь … (спорт, музыка, рисование). 8. Берега заросли … (камыш, трава). 9. Я еду на море вместе с … (родители, братья, сёстры). 10. Дети пошли в лес за … (ягоды, грибы, шишки).

 

4. Прослушать стихотворение, пословицы и поговорки. Выбрать и записать существительные в творительном падеже.

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

Мимо столярной

Идёшь мастерской —

Стружкою пахнет

И свежей доской.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

Куртка шофёра

Пахнет бензином.

Блуза рабочего —

Маслом машинным.

Пахнет кондитер

Орехом мускатным.

Доктор в халате —

Лекарством приятным.

Рыхлой землёю,

Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Только безделье

Не пахнет никак.

(Д. Родари, перевод С. Маршака)

 

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

1. Свет клином сошёлся. 2. Ел не ел, а за сколом сидел. 3. Слухами земля полнится. 4. Слезами горю не поможешь. 5. Чёрную душу и мылом не отмоешь. 6. Долг платежом красен.

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть существительные в творительном падеже.

 

НОВОГОДНЯЯ НОЧЬ

Вот и наступила новогодняя ночь. Настя спит. А рядом с её кроватью стоит игрушечный башмачок с конфетами, орехами, шоколадкой. Есть такой обычай во многих странах. Под Новый год детям кладут подарки в башмачки или пёстрые длинные чулки. Приносят их Дед Мороз, Санта Клаус или добрая фея. Завтра под сверкающей ёлкой дети найдут свои подарки. Но пока они спят. Им снятся сказочные новогодние сны. Мальчики и девочки во сне улыбаются. С Новым годом! Будьте счастливы!

76 слов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *