ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. Записать и прочитать сочетания слов. Подчеркнуть предлоги.
На каникулах, об отдыхе, в путешествии, в поле, на работе, о матери, на картине, в лесу, в карете, в учёбе, на пруду, на ветру, на солнце, в армии, на пристани, в глуши, в сердце, в печали.
2. Записать предложения. Подчеркнуть существительные в предложном падеже.
1. Он бежит себе в волнах на поднятых парусах. 2. Мать и сын теперь на воле, видят холм в широком поле. 3. Во дворце царь сидит в своём венце. 4. Остров на море стоит, град на острове лежит. 5. Златая цепь на дубе том. 6. Русалка на ветвях сидит.
(А. Пушкин)
ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. Закончить предложения, употребляя существительные мужского, женского и среднего рода в предложном падеже.
1. Пусто зимой в … (лес, поле, степь). 2. Хорошо с ветерком промчаться на … (автомобиль, велосипед, катер). 3. Я очень беспокоюсь об/о … (отец, мать, здоровье). 4. Палатку разбили на … (луг, опушка, поле). 5. Верхом ездят на … (лошадь, осёл, верблюд). 6. Мы всю ночь проговорили об/о … (отпуск, жизнь, счастье). 7. Горячие лучи солнца растопили иней на… (деревья, крыши). 8. Наши спортсмены часто побеждают на … (соревнования, чемпионаты, олимпиады).
2. Закончить предложения, употребляя существительные женского рода 3-го склонения.
1. Щенок спит на коврике, а не на … (кровать). 2. Все оценки стоят не в журнале, а в классной … (тетрадь). 3. Настоящие друзья должны быть вместе и в горе, и в … (радость). 4. Почаще улыбайся. Не должно быть грусти и уныния в твоей … (жизнь). 5. Магазин закрыт. Объявление об этом висит на входной … (дверь).
3. Выбрать и записать предложения с существительными в предложном падеже.
1. Трактор выехал в поле. В поле собирают урожай. 2. Тюлень нырнул в море. В море водятся акулы. 3. И на Солнце бывают пятна. Нельзя смотреть на Солнце невооружённым глазом.
4. Записать предложения с существительными в дательном падеже в один столбик, а в предложном — в другой.
1. Дождь стучал по крыше. На крыше аист свил гнездо. 2. По тропинке мы вышли к домику. На тропинке сидел заяц. 3. Я очень скучаю по школе. В школе сейчас каникулы. 4. К доске вызвали двух учеников. Они решали на доске задачи.
5. Записать предложения с существительными в родительном падеже в один столбик, а в предложном — в другой.
1. Дети вернулись с прогулки. На прогулке мы собирали кленовые листья. 2. Мы говорили о древней истории. В этой книге нет ни одной интересной истории. 3. С улицы занесло листья в комнату. На улице листопад. 4. Воробей прыгает с ветки на ветку. На ветке сидит ворона.
6. Закончить и записать предложения.
1. В здании … . 2. В путешествии … . 3. В экспедиции … . 4. В армии … . 5. На станции … . 6. В опасной операции … .
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
Подчеркнуть существительные в предложном падеже. Обозначить в них окончания.
КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ УВАЖЕНИЕ К ЛЮДЯМ
Воспитанный человек умеет вести себя в обществе. Он никогда не включит громко телевизор. Такой человек пропустит первыми в троллейбус пожилых людей. Он переведёт через улицу слепого или старого человека. Он не будет читать чужие письма. Он не будет громко кричать или показывать пальцами на улице. Ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают другие люди. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. 79 слов. («Детская энциклопедия»)
ТЕАТР — ЭТО ПРАЗДНИК
Театр возник очень давно. У китайцев первые представления выглядели как танцы в храме. Сцены были без занавеса. Во времена древних греков зрители сидели на склоне холма. Действие пьесы происходило на травяном круге. В Англии зрители стояли в яме перед сценой. Только потом были построены знакомые нам театры. Зрители сидят в мягких креслах. Актёры выходят на большую сцену. Опускается и поднимается занавес. Хороший буфет, удобный гардероб, сияющие зеркала, красивые люстры. Всё очень красиво и удобно. А ты давно был в театре?
83 слова.