ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. Записать и прочитать сочетания слов. Поставить вопросы ксуществительным.
У речки, возле берега, от друзей, без света, нет тени, от голода, с ветки, из тарелки, от дома, вдоль дороги, от солнца, с поля, от усталости, с работы, возле дачи, из Одессы, из Харькова.
2. Записать предложения. Поставить вопросы к существительным. Подчеркнуть существительные в родительном падеже.
1. От улыбки хмурый день светлей. 2. Я играю на гармошке у прохожих на виду. 3. Вдоль деревни от избы и до избы зашагали торопливые столбы. 4. Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями — много. 5. Сколько на ёлочке шариков цветных, розовых пряников, шишек золотых, 6. Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы.
(Из песен)
ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. Закончить предложения, употребляя существительные мужского, женского и среднего рода в родительном падеже.
1. Машина остановилась возле … (дом, школа, здание). 2. Завтрак редко обходится без … (хлеб, масло, молоко). 3. Растения завяли от … (зной, жара, солнце). 4. Родители вернулись с … (завод, работа, собрание). 5. Дети пришли из … (цирк, школа). 6. Он шатался от … (голод, усталость, горе). 7. Я получил открытку от … (брат, сестра). 8. Пришла телеграмма из … (Киев, Москва). 9. У меня нет … (карандаш, ручка, время). 10. Осенью отец всегда подрезает ветки … (деревья, яблони, груши). 11. На даче я перечитал много … (рассказы, журналы, книги, статьи).
2. Закончить и записать предложения.
1. У лимона вкус кислый, а у … . 2. У миндаля цветы розовые, а у … . 3. У зайца хвост короткий, а у … . 4. У черепахи долгая жизнь, а у … .
3. Записать сочетания слов. Написать рядом сочетания слов с глаголами-антонимами.
Залетел на ветку (слетел с ветки), отнёс в библиотеку (принёс из библиотеки), ушёл в школу (пришёл из школы), поехал в Киев (приехал из Киева), залез на дерево (слез с дерева), лёг на землю (встал с земли), положил в сумку (вынул из сумки), повесил на стену (снял со стены).
4. Прослушать слова песенки. Записать по три последние строчки из каждого куплета.
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из веснушек и хлопушек,
Из линеек и батареек
Сделаны наши мальчишки!
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из цветочков и звоночков,
Из тетрадок и переглядок
Сделаны наши девчонки!
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из пружинок и картинок,
Из стекляшек и промокашек
Сделаны наши мальчишки!
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из платочков и клубочков,
Из загадок и мармеладок
Сделаны наши девчонки!
(Я. Халецкий)
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
Подчеркнуть существительные в родительном падеже. Обозначить в них окончания.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
1. Сколько голов, столько и умов. 2. Яблоко от яблони недалеко падает. 3. У зависти глаза рачьи. 4. У лести нет чести. 5. Выше лба уши не растут. 6. Тише воды, ниже травы. 7. Не сиди сложа руки, так не будет и скуки. 8. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. 9. Без ветра дерево не шатается. 10. Дружный табун волков не боится. 11. От рябины яблок не жди. 12. Без ветра листья не шевелятся.
МУРАВЕЙНИК
В лесу часто встречаются домики Муравьёв. Мы видим надземную часть их жилища. А под ней в земле находятся подземные этажи муравейника с множеством камер и ходов. Муравейник имеет форму купола. Вода скатывается с верхней части и не размывает муравьиное жилище. Высота муравейников иногда бывает более метра. В ячейках большого гнезда живут десятки тысяч муравьёв. Из чего построен муравейник? Главным образом, из хвоинок и мелких остатков растений, травы, коры, веток деревьев. Не нарушайте покой маленьких лесных тружеников! Муравьи — очень полезные насекомые.
81 слово. (Из журнала)