Именительный и винительный падежи имён существительных

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Записать предложения. Поставить вопросы к существительным. Подчеркнуть существительные в именительном падеже.

1. Добрый молодец зашёл в горницу и достал гусли. 2. Как услышал царь про Алёну Прекрасную, не мог усидеть. 3. Баба-яга накормила гостя, напоила. 4. Змей Горыныч за одну ночь весь белый свет облетел. 5. Собирается чудо-юдо на их землю напасть, всех людей истребить, города и сёла огнём спалить. 6. Сыновья утешают батюшку и матушку. 7. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у неё конец ломать. 8. Упало яйцо в синее море.

(Из русских сказок)

 

ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Прослушать предложения. Записать в один столбик существительные в именительном падеже, в другой — в винительном.

1. Пешеход должен переходить улицу только на зелёный свет. 2, Толстый лёд сковал озеро. 3. Мой брат очень полюбил шахматы. 4. Охотник пробрался через густой камыш. 5. В наш двор завезли песок. 6. Письмо вкладывают в конверт. 7. Осень заглядывает в окно. 8. Вода заливает луг.

 

2. Выбрать и записать предложения с существительными в винительном падеже.

1. Мы выехали в поле. В поле дул сильный ветер.

2. Я посмотрел на море. На море был шторм.

3. Я написал письмо. Письмо лежит на столе.

 

3. Закончить предложения, используя сюжеты любимых книг и мультфильмов.

1. В одной из сказок А. Пушкина мудрец подарил царю … . 2.  В другой сказке А. Пушкина старик выловил из моря … . 3. В «Сказке о царе Салтане» царевич убил из лука … и освободил … . 4. В сказке про Красную Шапочку Серый Волк съел … . 5. Золушка на балу потеряла … . 6. Винни-Пух подарил Ослику … , Пятачок — … , Сова — … . 7. В мультфильме «Ну, погоди!» Волк никак не может поймать … . 8. Дядя Фёдор взял с собой в Простоквашино … . 9. Чебурашка нашёл себе лучшего друга — … .

 

4. Прослушать предложения. Записать их, заменяя существительные в единственном числе Существительными во множественном числе.

1. Девушка вышила полотенце. 2. Весной стадо выходит на пастбище. 3. В новом районе построили красивое здание. 4.  Я каждый день беру с собой ключ. 5. На ветке сидел воробей. 6. Наступило трудное время.

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Подчеркнуть существительные в именительном падеже. Обозначить в них окончания.

ТАНЦОВЩИЦА

На столе было много разных игрушек. Больше всего бросался в глаза чудный дворец из картона. Сквозь маленькие окна можно было увидеть дворцовые покои. Перед самым дворцом лежало круглое зеркальце. Оно изображало озеро. По нему плавали и любовались своим отражением восковые лебеди. Всё это было очень мило. Но милее всех была барышня. Она была вырезана из бумаги и одета в юбочку из тончайшей ткани. Через плечо у неё шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа. Барышня была танцовщица. Она стояла на одной ножке, вытянув руки.

85 слов. (По Г. Андерсену)

 

РЕБЯТА И УТЯТА

Маленькая дикая уточка чирок решилась перевести своих утят из леса в озеро. Долгий был путь. Человек, ястреб, лисица могли увидеть птичью семью. Мать не выпускала утят из вида. Тут ребята заметили птенцов и захотели поймать их. Мать хлопала крыльями, бегала с раскрытым клювом, перелетала в разные стороны. Потом она бросилась спасать своих детей. Она что-то громко крикнула им и побежала в поле. Дети послушались её, быстро выстроились в ряд и побежали к озеру. Семья продолжала свой путь.

80 слов. (По М. Пришвину )

 

2. Подчеркнуть существительные в винительном падеже. Обозначить в них окончания.

 

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

1. Чтобы правду сказать, много слов не нужно. 2. Береги платье снову, а честь смолоду. 3. Не суйся в воду, не зная броду. 4. Ест за вола, а работает за комара. 5. На одном болоте морошку дважды не собирают. 6. Тихая вода подмывает берега.

 

КОНЕЦ ПУТЕШЕСТВИЯ

Корзина с силой ударилась о землю и перевернулась. Авоська схватился руками за Небоську, и они вместе вывалились из корзины. За ними, как горох, посыпались остальные коротышки. Только Незнайка удержался за край корзины. Булька уцепился за его брюки зубами. Шар ударился о землю, подскочил кверху, описал в воздухе огромную дугу и снова опустился вниз. Корзину снова ударило о землю и поволокло. Шар налетел на что-то твёрдое и лопнул с оглушительным треском. Воздушное путешествие окончилось.

75 слов. (По Н. Носову)

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Творительный падеж имён существительных... ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать сочетания слов. Поставить вопросы к существительным. Рядом с домом, между рядами, с подругой, перед зеркалом, ...
Родительный падеж имён существительных... ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать сочетания слов. Поставить вопросы ксуществительным. У речки, возле берега, от друзей, без света...
Имя существительное ВЫБОРОЧНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ Выписать парами собственные имена существительные и нарицательные, образованные от них.   ОТ СОБСТВЕННЫХ ИМ...
Мягкий знак (ь) в существительных женского рода на... ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Выписать в одну колонку существительные женского рода, а в другую — существительные мужского рода. I. Горечь, кулич, мелочь...
Падежи имён существительных... ВЫБОРОЧНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ 1.    Выписать названия падежей и вопросы, которые к ним относятся.   ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ Можно понять, поч...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *