КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
1. Записать глаголы. Обозначить в них окончания, поставить ударение.
Читаем, приводят, пишем, помогаешь, говоришь, моргает, ненавидит, линяет, работаешь, видят, летаешь, радуешься, дышишь, делаем, терпим, начинаем, вызываем, вертят, оживляете, дышит, направляете, выясняете, слышите, гонят, рассказывать, светим, пилит, смотрит, рубишь, носишься, находим, пилите, обидите, кусает, зависят.
2. Записать и прочитать предложения. Обозначить окончания глаголов, поставить ударение.
1. Держит девица в руках золотое пялечко, а иголка сама вышивает. 2. Потянется нитка от клубка не простая, а золотая. 3. Третий день к концу подходит. 4. И вдруг является перед Марьюшкой добрый молодец. 5. Катится себе яблочко по блюдечку. 6. Выходит девица к синему морю. 7. Целует царевич её в уста сахарные.
(Из русских сказок)
ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. Закончить предложения по образцу.
Образец: Я часто играю в шахматы. А твой брат … ?
Я часто играю в шахматы. А твой брат играет?
1. Я вижу дорогу. А они … ? 2. Мы слышим странные звуки. А вы … ? 3. Сегодня все отдыхают. А почему вы не … ?
4. Все смотрят этот фильм. А ты … ? 5. Давно пора начинать. Почему они не … ? 6. Мы хорошо поработали. Пусть теперь они … . 7. Не люблю, когда плачут. Почему этот мальчик так горько … ? 8. Я делаю маме к празднику подарок. А они … ? 9. Человек дышит лёгкими. А чем рыбы… ? 10. Все по утрам делают зарядку. А ты … ?
2. Прослушать отрывки из стихотворений и загадки. Записать глаголы с безударными гласными в окончаниях в один столбик, а глаголы с ударными гласными в окончаниях — в другой.
Поёт зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
+ + +
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака…
+ + +
А заря лениво,
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром…
+ + +
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
+ + +
Тихо дремлет река,
Тёмный бор не шумит.
Соловей не поёт,
И деркач не кричит…
+ + +
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль…
(С. Есенин)
ЗАГАДКИ
1. Бежит, бежит — не выбежит, течёт, течёт — не вытечет. (Река) 2. Горит и тает, все тайны скрывает. (Сургуч) 3. Языка не имеет, а у кого побывает, тот многое знает. (Газета) 4. Кричит без языка, поёт без горла. (Колокол) 5. То толстеет, то худеет, на весь дом голосит. (Гармонь) 6. Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Четыре колеса)! 7. Скорчится — с кошку, а растянется — в дорожку. (Верёвка)
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
Обозначить окончания в выделенных глаголах.
ЧТО КРАЙ, ТО ОБЫЧАЙ
В Японии учат детей писать и правой, и левой рукой. Справа налево пишут ученики арабских стран. В Древней Греции учили писать первую строку справа налево, а вторую наоборот. В одном из районов Индии существует интересный обычай. Ученик пропускает без уважительных причин занятия. Тогда кто-то из членов его семьи приходит вместо него.
В Испании с давних времён утвердилось такое правило. Вопросительные и восклицательные знаки ставятся в начале и конце предложения. Это помогает заранее понять цель высказывания.
80 слов. («Детская энциклопедия»)
ВЕЧЕРНЯЯ ЗАРЯ
Вот наступает вечер. Заря пылает пожаром. От деревьев, от кустов, от высоких стогов бегут длинные тени. Солнце село, звезда зажглась и дрожит в огненном море заката. Отдельные тени исчезают. Воздух наливается мглою. Пора домой, в деревню, где вы ночуете. А между тем наступает ночь. Собаки едва белеют во мраке. Над чёрными кустами край неба смутно яснеет. Что это? Пожар? Нет, это восходит луна. А внизу уже мелькают огоньки деревни.
71 слово. (По И. Тургеневу)