Правописание префиксов

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Выписать выделенные слова и обозначить в них префиксы. Разделить эти слова для переноса.

 

ХВОСТЫ

Прилетела Муха к Человеку и говорит:

— Ты хозяин над всеми зверями, ты всё можешь сделать. Сделай мне хвост.

— А зачем тебе хвост? — говорит Человек.

— А затем мне хвост,— говорит Муха,— зачем он у всех зверей,— для красоты.

— Я таких зверей не знаю, у которых хвост для красоты. А ты и без хвоста хорошо проживёшь.

Рассердилась Муха и давай Человеку надоедать. То на сладкое блюдо присядет, то на нос ему прилетит. То у одного уха зажужжит, то у другого. Человек ей и говорит:

— Лети ты, Муха, в лес, на реку, в поле. Если найдёшь там зверя, птицу или гада, которому хвост для красоты только привесили, можешь его хвост себе забрать. Я разрешаю.

Обрадовалась Муха и вылетела в окошко.

(По В. Бианки)

 

РАСТРЁПАННЫЙ ВОРОБЕЙ

I ЧАСТЬ

Маша принесла воробья Пашку домой, пригладила ему перья щёткой, накормила и выпустила. Пашка сел на блюдечко, попил из него чаю. Потом с шумом перелетел на голову баснописцу Крылову.

Пашка прожил в комнате у Маши целые сутки. Он увидел вечером, как влетела в форточку старая ворона и украла со стола копчёную рыбью голову. Пашка спрятался за корзину с красными цветами и сидел там тихо.

С тех пор Пашка каждый день прилетал к Маше, поклёвывал крошки и соображал, чем бы её отблагодарить.

 

II ЧАСТЬ

Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом. Сначала в форточку влетал крупный снег, а потом вдруг что-то заскрипело. Ворона влезла в комнату, вспрыгнула на мамин стол, посмотрелась в зеркало, взъерошилась. Увидела там такую же злую ворону, потом каркнула, воровато схватила стеклянный букет и вылетела за окно.

Маша вскрикнула. Петровна проснулась, заохала и заругалась. А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша.

Утром прилетел Пашка. Он услышал рассказ об украденном букете и задумался.

 

III ЧАСТЬ

Когда закончился спектакль и музыка запела о счастье, в зрительный зал влетел маленький растрёпанный воробей. Было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки.

Воробей подлетел к Золушке. Она протянула к нему руки. И он на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет. Золушка дрожащими пальцами приколола его к своему платью. Дирижёр взмахнул палочкой, оркестр загремел. Театральные огни задрожали от рукоплесканий. Воробей вспорхнул под купол зала, сел на люстру и начал чистить растрёпанные в драке перья.

(По К. Паустовскому)

 

2. Выписать слова с префиксами, разделив их для переноса. Обозначить те префиксы, которые пишутся всегда одинаково.

 

ВЕЧЕР

Прозвучало над ясной рекою.

Прозвенело в померкшем лугу.

Прокатилось над рощей немою.

Засветилось на том берегу.

(А. Фет)

 

Всё кругом белым-бело.

То ли снегом замело,

То ли облако упало,

То ли лебедь растеряла

Белый пух из-под крыла.

Это нынче на рассвете

Наша вишня зацвела.

Ей весенний звонкий гром

Выстлал стёжку серебром.

Прочертила путь ей молния

Размашистым пером.

(В. Полторацкий)

 

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1 .Подчеркнуть слова с префиксом с-.

 

КОВАРНАЯ ПРИСТАВКА С-

Осторожно! Она «ошибкоопасна». Во-первых, потому что она маленькая и легко ускользает от внимания. А во-вторых, потому что иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим и перед гласным она не так опасна. Например, в словах скатился, сумел, стёр вряд ли кто-нибудь напишет букву з. Зато перед звонким согласным звуком чётко слышится з: сдаваться, сбиться, сгорбиться. Но мы-то с вами на эту удочку не попадемся! Будем помнить: приставка с- всегда пишется одинаково. Есть маленькая группа слов, которые пишутся с буквой з. Это здесь, здание, здоровье, здравствуйте, ни зги (не видно). Но в этих словах буква з входит в корень. Приставки з- в русском языке нет.

107 слов. (По Г. Гранин, С. Бондаренко и Л. Концевой)

 

2. Обозначить префиксы и подчеркнуть буквы, перед которыми они стоят.

Сбиться, сверху, сгибать, сдёрнуть, сжать, скинуть, сломать, сменять, снизу, сориентироваться, сплести, срезать, ссыпать, стереть, суметь, сформулировать, схватить, сцепиться, счистить, сшить.

 

3. Подчеркнуть префиксы,, которые перед глухими согласными меняют з на с.

 

ПЕСЕНКА ИЗ ПЕРЕДАЧИ «РАДИОНЯНЯ»

Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-.

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы -их пишем только с буквой с.

 

4. Обозначить префиксы и подчеркнуть буквы, перед которыми они стоят. Разделить выделенные слова для переноса.

Возделывать — востребовать, возглавитьвоскликнуть, возложить — восстать, возненавидеть — воспользоваться, возложить — восхвалять.

Изжарить — использовать, издалека — искоса, измельчить — исцарапать, издать — истерзать, избратьисправить.

Разглядыватьраскладывать, разбирать — распирать, раздирать — растирать, развесить — расформировать, разжать — расшалиться.

Безграмотный — бесконечный, бездельник — бестолковый, беззаботный — бесстрашный, безжалостный — бесшерстный, безвольный — бесформенный.

 

5. Обозначить префиксы в выделенных словах.

 

МАСТЕРА НА ВЫДУМКИ

Иван и Степан — беспокойные ребята. Однажды рассказали, что сделали бесшумный вертолёт. Беззвучно пролетает он над городом, а друзья сидят себе беззаботно и нас с неба разглядывают. Услыхав такой рассказ, я рассмеялся. Изобретатели рассердились и обещали взять меня в полёт. Только никак они не раскачаются пригласить меня. Расспрашивать их бесполезно. Хитрецы утверждают, что у них двигатель испортился.

59 слов. (По И. Кленицкой)

 

ПРОДЕЛКИ ЩЕНКА

Стали у меня исчезать вещи. То носок пропадёт, то перчатки. Мама рассердилась и сказала, что я растяпа и всюду разбрасываю свои вещи. Но пропадали и те вещи, которые я раскладывал по своим местам. Однажды исчезли мои тапочки и кроссовки, Я беспокоился и долго разыскивал их. Оказалось, что их наш щенок по разным укромным уголкам растащил.

56 слов. (По И. Кленицкой)

 

6. Подчеркнуть слова с префиксами при- и пре-,

 

ПЕСЕНКИ ИЗ ПЕРЕДАЧИ «РАДИОНЯНЯ»

I ЧАСТЬ

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из Вселенной,

В словах придёт, прилетит, приплывёт

Пишется при-, несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело —

Пишем мы при-, говоря обо всём,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил — не совсем откусил,

Пригорело — не значит сгорит.

Помни: что сделано, но не совсем,

Пишем с приставкой при-.

 

II ЧАСТЬ

При- или пре-? Пре- или при-?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри —

Сразу получишь ответ.

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Если «очень такой» или «очень сякой»,

Пре- мы напишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным дождь не преграда.

Где очень похожи пере- и пре-,

Писать только пре- там надо.

 

7. Обозначить префиксы в выделенных словах.

 

МОЙ ЩЕНОК

Подарили мне прехорошенького щенка. Мордочка премилая, глазки прехитрые, шёрстка прегладкая. Превесёлый мой щенок и преозорной. В угол шапку приволок, сгрыз мой ботинок. Я прекрасно устроился. Всегда можно свалить весь мой ужасный беспорядок на щенка. Мама ему всё прощает. Мы все к щенку очень привыкли и привязались.

49 слов. (По И. Кленицкой)

 

СТРОГАЯ МАМА

Когда мы с братом очень расшалимся, мама говорит престрого: «Перестаньте! Прекратите безобразие!» Вот мы и сидим тихонько. А мама приоткрывает дверь и говорит с предоброй улыбкой: «Что это вы совсем притихли? Мне вашего весёлого шума не хватает. Даже грустно становится».

42 слова. (По И. Кленицкой)

 

ЖАР-ПТИЦА

Вдруг зашумел лес, поднялись волны на море — летит жар-птица. Прилетела, спустилась наземь и стала клевать пшеницу. Богатырский конь подошёл к жар-птице, наступил на её крыло копытом и крепко к земле прижал. Стрелец-молодец выскочил из-за дерева, прибежал, связал жар-птицу верёвками. Сел на лошадь и поскакал во дворец. Приносит жар-птицу царю. Царь увидел, возрадовался.

54 слова. (Устное народное творчество)

 

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Найти и обозначить суффиксы.

Учитель, писатель. Футболист, каратист. Школьник, дворник. Грузчик, лётчик. Смелость, честность. Доброта, чистота. Рыбка, ночка. Звёздочка, солнышко. Берёзонька, рученька.

Зимний, летний. Пчелиный, куриный. Глиняный, серебряный. Жизненный, фирменный. Беленький, красненький. Желтоватый, голубоватый.

Писать, считать. Носить, любить. Советовать, исследовать. Ночевать, танцевать. Маршировать, группировать. Приказывать, расхватывать. Выкрикивать, прогуливать.

 

2. Образовать слова с помощью суффиксов -тель, -ист, -ость, -к-, -очк-, -оньк-; -енн-, -ян-, -еньк-, -оват-; -а-, -ова-, -ыва-.

 

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Обозначить суффиксы в выделенных словах. Объяснить, какое дополнительное значение они придают слову.

 

СКАЗОЧКА ПРО КОЗЯВОЧКУ

Это был солнечный весенний день. Козявочка посмотрела кругом и сказала:

— Хорошо!

Расправила Козявочка свои крылышки, потёрла тонкие ножки одна о другую. Ещё посмотрела кругом и сказала:

— Как хорошо! Какое солнышко тёплое, какое небушко синее, какая травка зелёная!

А внизу травка так и зеленеет, а в травке спрятался аленький цветочек.

52 слова. (По Д. Мамину-Сибиряку)

 

ПЛУТИШКА КОТ

Жили-были на одном дворе кот, козёл да баран. Вот идёт раз котишко-мурлышко, серый лобишко. Идёт да так жалостно плачет. Спрашивают кота козёл да баран:

Котик-коток, серенький лобок! О чём ты плачешь, на трёх ножках скачешь?

Отвечает им Вася:

— Как мне не плакать! Била меня бабка, била; ушки выдирала, ножки поломала.

— А за что же на тебя такая беда пришла? — спрашивают козёл да баран.

— За то, что нечаянно сметанку слизал.

71 слово. (По К. Ушиискому)

 

НЕ ЛАДНО СКРОЕН, ДА КРЕПКО СШИТ

Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:

— Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!

— Правда,— ответил ёж, но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?

Зайчик вместо ответа только вздохнул.

44 слова. (К. Ушинский)

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть однокоренные слова. Обозначить в них суффиксы.

 

БОБРЫ

На высокой реке жили бобры. Бабка Анисья и Семён строго наказали Пете не подходить к бобровым норам. Но Пете была большая охота поглядеть на бобров. Однажды он видел, как бобрёнок вылез из воды и сел на берегу. Он начал тереть себе лапами грудь, драть её изо всех сил, сушить. Петя засмеялся, а бобрёнок оглянулся на него, зашипел и нырнул в воду.

62 слова. (По К. Паустовскому)

 

СКАЗКА ПРО ХРАБРОГО ЗАЙЦА

Родился зайчик в лесу и всего боялся. А потом вырос он большой. И вдруг надоело ему бояться.

— Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. Собрались старые зайцы. Сбежались маленькие зайчата. Приплелись старые зайчихи. Все слушают, как хвастается заяц. Слушают и своим ушам не верят. Не было ещё, чтобы зайчишка никого не боялся.

— Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

— И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь! Улыбнулись даже старые зайцы. Они уже побывали в лисьих лапах и отведали волчьих зубов.

92 слова. (По Д. Мамину-Сибиряку)

 

АЛЁНУШКА

Алёна так много видела, что наконец устала. Ей захотелось домой. Всё-таки дома лучше.

— Я люблю снежок,— говорила Алёнушка.— Без зимы нехорошо…

Опять они полетели. Становилось всё холоднее. Скоро внизу показались снежные поляны. Зеленел один только хвойный лес.

— Здравствуй, Алёнушка! — крикнула ей снизу зелёная ель. Алёнушка хотела сказать ей, какая она милая. И вдруг полетела вниз. Она упала прямо в мягкий снег.

62 слова. (По Д. Мамину-Сибиряку)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *