Слова, отвечающие на вопросы кто? что?, изменение их по числам

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

Прослушать словосочетания. Записать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, поставить к ним вопросы.

I. Написать сочинение, слушать радио, играть в мяч, заботиться о птенцах, щёлкать орехи, любоваться подснежником, яркими цветами, интересного фильма, пойти в кино, сделать уроки, повесить скворечник, уехать в Харьков, съесть арбуз, в птичьем гнезде.

II. Пойти к сапожнику, поздравить учителей, в этом году, ехать на трамвае, прийти до звонка, ждать Деда Мороза, новыми автомобилями, пошёл в школу, на красивых улицах, после перемены, желать счастья, под ярким солнцем, пушистых облаков, замереть от удивления, из свежего молока.

 

ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Образовать множественное число слов, если это возможно.

Воробей, мать, река, школьник, дружба, медведь, друг, чтение, имя, предмет, море, пение, год, рисование, час, песенка, борьба, семя, детвора, брат.

2. Прослушать предложения. Записать в один столбик слова, отвечающие на вопрос кто?, в другой — на вопрос что?

1. Пчёлы делают мёд, потому что он служит им пищей. Пчела разыскивает цветы, собирает с них нектар.

2. Слоны — самые большие из сухопутных животных. Из всех животных они легче всего поддаются дрессировке, может быть, за исключением домашней собаки.

3. Когда возникли куклы? Вероятно, с доисторических времён. Когда были дети, тогда были и куклы.

4. Дом — это место, где человек живёт. Первобытные люди жили в пещерах и разводили костры перед входом.

5. Когда мы говорим о молоке, мы имеем в виду молоко коровы. Но в Индии пьют молоко буйвола. А молоко северных оленей употребляется в пищу на севере Европы.

(Энциклопедия «Детям обо всём на свете» )

3. Прослушать слова. Образовать от них слова с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением и записать их.

Хвост, носок, клюв, стол, год, сом, замок, ключ, карандаш, лом, кружок, нос, дом, бант, уголок.

 

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. Подчеркнуть слова во множественном числе.

1. Муравей невелик, а горы копает. 2. Дружный табун волков не боится. 3. Судят не по словам, а по делам. 4. Кошка только на мышей храбра. 5. И волки сыты, и овцы целы. 6. Одному вершки, другому корешки. 7. И воробей не живёт без людей. 8. У страха глаза велики. 9. Были бы песни, будут и пляски.

2. Подчеркнуть слова в единственном числе.

Леса вдали виднее,

Синее небеса.

Заметней и чернее

На пашне полоса,

И детские звончее

Над лугом голоса.

Весна идёт сторонкой,

Да где ж была она?

Чу, слышен голос звонкий,

Нет, это звонко, тонко

В ручье журчит волна.

Не это ли весна?

(А. Блок)

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы кто? что?. Объяснить орфограммы в выделенных словах.

 

ОСЕНЬ КОЛДУЕТ

Я иду по узкой лесной тропинке. Осенний ветер срывает и сыплет мне под ноги яркие монетки листьев. Идти здесь легко и радостно. Как приятно дышать чистым лесным воздухом!

В природе вовсю колдует осень. Но в душе нет места грусти и печали.

43 слова.

 

РОМАШКА

В мягкой зелёной траве росла ромашка. Солнечные лучи грели и ласкали её. Наша ромашка росла не по дням, а по часам. В одно прекрасное утро она распустилась. Цветочек жадно потянулся к солнцу! Ромашка была весела и счастлива. Жёлтое сердечко ромашки сияло. Белые лепестки отливали серебром.

46 слов. (По Г. Андерсену)

 

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ОДЕЖДА

Одежда должна быть красивой, удобной, прочной. Смешно выглядит человек в строгом костюме на спортивной площадке. Нельзя прийти в шортах в театр. Одежда может многое рассказать о самом человеке. Но запомни одну простую вещь. По одёжке встречают, а по уму провожают!

43 слова.

 

УТРО НА ДАЧЕ

Раннее утрона даче. Выхожу на веранду. Над душистыми цветками гудят пчёлы и шмели. На лепестках роз дрожат росинки. Я быстро умываюсь и бегу к качелям. Взлетаю высоко и вижу пушистые облака на небе. Они тоже радуются мне. Здравствуй, день!

42 слова.

 

СЛЕДЫ НА СНЕГУ

Спит под тёплой шубкой лес. Глубок снег. Но и в это холодное время кипит в лесу жизнь. О ней расскажут следы. Здесь под кустом ночевал заяц. Вот проходил лось. И так до следующей метели. Она зачеркнёт все следы, перепутает звериные тропинки, спрячет от всех лесные тайны.

49 слов.

 

ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ

Как богата осень красками и запахами! Синеватые ели издают хвойный запах. Сквозь огненные шапки рябины просвечивает яркое солнце. Крепкий настой спелых ягод, орехов, грибов стоит в воздухе. В лесу тихо и спокойно. Белочка готовит свои запасы на зиму. Скоро ударят морозы.

41 слово.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? ... ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Выписать слова, отвечающие на вопросы какой? какие? какое? какие?. Поставить к ним вопросы. Звонкой песней, уд...
Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сдела... КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ 1. Записать слова. Поставить к ним вопросы. Идти, идёт, идут. Звать, зовёт, зовут. Лежать, лежит, лежат. Учиться, учится, у...
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей,... ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать слова. Таня, Дима, Олег, Мария Ивановна Котова, Сергей Петрович Пономаренко; Трезор, Полкан, Му...
Предлоги и префиксы ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Составить сочетания слов и придумать с ними предложения. I. Вылететь ... (Харьков), поехать ... (гости), съеха...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *