СЛОВАРНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ
1. Подобрать и записать слова для проверки написания звонких — глухих согласных корня.
Зуб — суп, робкий — хрупкий, сугроб — тулуп. Испуг — крик, ногти — локти. Гладкий — меткий, селёдка — плётка. Кружка — кошка, ложка — поварёшка. Тормоз — термос, низший — высший.
2. Образовать проверочные слова, используя суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.
Улыбка, скрипка, травка, снег, дорожка, сказка, рассказ.
3. Составить предложения со словами, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному.
Луг — лук, пруд — прут, молод — молот, везти (кирпич) — вести (малыша).
ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
Выписать выделенные слова со звонкими или глухими согласными. Рядом записать проверочные слова.
СЕРЁЖА УЧИТ УРОКИ
Серёжа взял свою тетрадь,
Решил учить уроки:
Озёра начал повторять
И горы на востоке.
Но тут как раз пришёл монтёр.
Серёжа начал разговор
О пробках, о проводке.
Через минуту знал монтёр,
Как нужно прыгать с лодки,
И что Серёже десять лет,
И что в душе он лётчик.
Но вот уже зажёгся свет
И заработал счётчик.
(А. Барто)
КРОКОДИЛ ГЕНА НА МОТОЦИКЛЕ
Бешеный мотоцикл мотал бедного Гену по городу. Он никак не хотел останавливаться. Сначала Гена проехал через подземный переход. Зубы его барабанили дробь. Потом пристроился к почётному эскорту президента Танзании. И заслужил очаровательную улыбку от танзанийской принцессы. Потом три раза объехал вокруг большой синей машины типа бензовоз. Только это был не бензовоз, а черниловоз. Он привёз чернила для весенних контрольных работ школьников. Бедный водитель черниловоза резко затормозил. И половина чернил вылилась на площадь. Дальше Гена помчался к центру города. Он оставлял за собой длинный чернильный след.
(По Э. Успенскому)
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
1. Подчеркнуть однокоренные слова о чередующимися согласными.
КАПРИЗНАЯ РЕЧКА
Девять капризов у речки в день!
То вода в реке пресная, то солёная. То она в одну сторону течёт, то в другую. То речка глубокая — на коне не переедешь. То она мелкая — курица вброд перейдёт.
И рыба в ней то морская, то пресноводная. Маленькая речушка, а норовистая.
49 слов. (По Н. Сладкову)
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег…
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются.
Голоса кругом…
(А. Блок)
И ушли, поджав хвосты,
Волк с волчицею в кусты.
(С. Маршак)
2. Подчеркнуть в выделенных словах первых частей стихотворений безударные гласные корня, а в выделенных словах вторых частей — сомнительные согласные.
ГРУСТНАЯ ПЕСЕНКА О СЛОНЁНКЕ
1. Кого только нет у меня в лесу —
И лось, и коза, и барсук.
И старый глухарь, услыхавши лису,
Взлетает на толстый сук.
И ёж по дорожке спешит, семеня,
Наверно, к дружкам на обед.
Но нету слонёнка в лесу у меня,
Слонёнка весёлого нет.
2. Мне ёж вышивает рубаху крестом,
Приходит коза с молоком,
Лисица мой дом подметает хвостом,
Пчела угощает медком.
Синица летит надо мною звеня.
И заяц — мой друг и сосед.
Но нету слонёнка в лесу у меня,
Слонёнка весёлого нет.
(В. Левин)
1. Снег теперь уже не тот —
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
2. Завязала кошка глазки,
Но глядит из-под повязки.
Даст мышонку отбежать
И опять бедняжку — хвать!
Кошке — смех, мышонку — горе.
Отыскал он щель в заборе.
Сам не знает, как пролез.
Был мышонок, да исчез.
Был этот кот мохнат и рыж,
Не из простого рода.
В последний раз поймал он мышь
Тому назад три года.
(С. Маршак)