ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Записать и прочитать сочетания слов. Поставить вопросы к числительным.
I. Один год, два дня, более трех недель, четырьмя классами, пяти девочках, к одиннадцати часам, на шести этажах, по семь дней, восемью карандашами, в девяти тетрадях, около десяти человек, двадцать четыре градуса, до пятидесяти копеек, сто друзей.
II. В первом вагоне, на втором рисунке, в третью субботу, из четвертой комнаты, над пятой берёзой, к шестому месяцу, седьмой километр, с восьмого этажа, в девятом ряду, на десятом месте.
ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. Закончить предложения, употребляя сочетания подходящих по смыслу числительных и существительных.
Образец: Одна минута — это шестьдесят секунд.
1. Один час — это …. 2. Одни сутки — это … . 3. Одна неделя — это … . 4. Один месяц — это … . 5. Один год — это … . 6. Один квартал — это … . 7. Один век — это … .
2. Закончить предложения, употребляя сочетания числительных и существительного год.
1. Мне уже … . 2. Моей маме … . 3. Я пошёл в школу в … . 4. Я учусь в школе … . 5. Мне осталось учиться в школе … . 6. Моя семья живёт в этой квартире … .
3. Закончить предложения, употребляя подходящие по смыслу существительные.
1. У меня на руке пять … . 2. В каждой комнате по четыре … . 3. Я живу на одиннадцатом … . 4. Автомобиль едет со скоростью девяносто … . 5. Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за двадцать четыре … .
4. Прослушать пословицы и поговорки. Записать сочетания существительных с числительными.
1. Два арбуза одной рукой не удержишь. 2. Сто друзей — мало, один враг — много. 3. Не хватайся за две лодки сразу — утонешь. 4. За семь вёрст киселя хлебать. 5. Один воин десять рот водит.
5. Прослушать загадки. Записать сочетания существительных с числительными.
Стоит дом в двенадцать окон,
В каждом окне по четыре девицы,
У каждой девицы по семь веретён,
У каждого веретена разное имя. (Год, месяцы, недели, дни)
Два братца пошли купаться:
Один купается,
Другой на берегу дожидается. (Вёдра)
Сто одёжек, и все без застёжек. (Капуста)
Десять мальчиков живут в десяти чуланчиках. (Пальцы в перчатках)
6. Прослушать отрывки из стихотворений. Записать числительные.
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята —
Их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
+ + +
В переулке, за углом,
Старый дом идёт на слом,
Двухэтажный, деревянный,—
Семь квартир, и все без ванной.
Мы живём в одной квартире,
Все соседи знают нас.
Только мне звонить четыре,
А ему — двенадцать раз.
+ + +
Сто ужей на двух ребят
Подозрительно шипят,
Сто чижей кругом поют,
Сто чижей зерно клюют.
+ + +
Но слышен ребятам
— Знакомый ответ:
— Прошу не учить,
Мне одиннадцать лет!
(С. Михалков)
+ + +
Это он, это он,
Ленинградский почтальон…
В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Всё разнёс по адресам.
(С. Маршак)
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
Подчеркнуть числительные.
КТО БЫСТРЕЕ ВСЕХ БЕГАЕТ
I ЧАСТЬ
Чемпион по бегу среди всех животных — гепард. Он умеет бегать со скоростью сто сорок четыре километра в час. Но выдержать такую скорость гедард может только одну минуту. Антилопы на старте могут бежать со скоростью девяносто шесть километров в час. А уставшие — от семидесяти до семидесяти восьми километров в час.
53 слова.
II ЧАСТЬ
Конь бегает медленнее антилопы. Он может мчаться со скоростью пятьдесят четыре километра в час. Лев может бежать со скоростью восемьдесят, зебра — шестьдесят пять, заяц — семьдесят километров в час.
28 слов.
КАК НАЧАЛСЯ СЧЁТ
Первобытные охотники не умели считать. Они не знали часов, недель, месяцев. Но пришло время. Счёт стал необходим. Люди стали приручать животных, заводить стада. Все ли овцы пришли в загон? Пастух утром загибал на каждую овцу по одному пальцу. Вечером проверял количество овец. И он снова загибал пальцы. Так родился счёт. Пальцы были первыми условными знаками. Потом придумали цифры. Поэтому всего десять основных цифр, как пальцев у человека!
70 слов.