Глагол — 3 класс

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Подчеркнуть глаголы, поставить к ним вопросы.

 

ЧТО УМЕЮТ СЕВЕРНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Белый медведь может проплыть по морю без отдыха много часов. Тюленята с рождения лежат на голом льду. И только здоровее становятся. Песцы хранят свои запасы в вечной мерзлоте, как в холодильнике. Киты белухи умеют щебетать, щёлкать и свистеть, как птицы. А ещё кит может проломать спиной лёд, а потом высунуться и дышать в пробоину.

56 слов. (По Н. Сладкову)

 

УКРАИНСКАЯ СТЕПЬ

Сколько песен, былин и сказок сложено об украинской степи! Особенно красива она летом. Солнце рассыпает свои золотые лучи по бесконечной широкой степи. Утренняя роса ласкает ноги. Чистое и голубое небо приветливо улыбается. Жаворонок распевает свою песню. Он словно приветствует нас. Пшеница машет колосьями. Она тоже будто здоровается. Около дороги подняли свои золотистые головки подсолнухи. Над ними ведут свой хоровод пчёлы.

62 слова.

 

2. Подчеркнуть сказуемые, выраженные глаголами в форме прошедшего времени. Поставить к ним вопросы.

 

ПОЖАРНЫЕ СОБАКИ

Пожарную собаку звали Боб. Один раз загорелся дом. К пожарным выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась маленькая девочка. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он вынес из горящего дома в зубах девочку. Мать плакала от радости. Но Боб рвался опять в дом. Скоро он выбежал с чем-то в зубах. Все посмотрели и расхохотались. Это была большая кукла.

68 слов. (По Л. Толстому)

 

РУСАК

Заяц-русак жил зимой возле деревни. Пришла ночь, поднял он одно ухо, послушал. Потом поднял другое, поводил усами, понюхал и сел на задние лапы. Потом он прыгнул по глубокому снегу и стал оглядываться. Снег лежал волнами и блестел на солнце. Он был похож на сахар. Над головой зайца стоял морозный пар. Сквозь этот пар виднелись большие яркие звёзды.

58 слов. (По Л. Толстому)

 

МОНЕТКА

Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки. Чистенькая, светленькая. Покатилась и зазвенела: «Пойду гулять по белу свету!» И пошла. Ребёнок крепко сжимал её в своём кулачке. Люди постарше вертели и поворачивали много раз. А у молодых она не задерживалась и катилась дальше. Потом она отправилась за границу и оказалась последней родной монеткой в кошельке путешественника.

57 слов. (По Г. Андерсену)

 

3. Подчеркнуть сказуемые, выраженные глаголами в форме настоящего времени. Поставить к ним вопросы.

 

НА ЮГ

В городе прошли дожди. Вода рекой несётся по улицам. Мы отправляемся на юг. Остаётся позади город. Отстали от поезда ливни. В окна ударяет солнце. В вагон залетает запах свежей травы. В чудесный край идёт поезд. Там степь сменяют горы. Дома с высокими крылечками подняли над землёй маленькие окна. За ними уже синеет тёплое море.

56 слов.

 

ПЕРЕД ГРОЗОЙ

До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст десять. Большая лиловая туча быстро подвигалась к нам. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул. Но вот передние облака уже начинают закрывать солнце. Вот оно выглянуло последний раз и скрылось. Вот задрожала осиновая роща. Макушки больших берёз начинают раскачиваться. Ветер ещё усиливается. Вся окрестность оглашается равномерным шумом падающего дождя.

58 слов. (По М. Пришвину)

 

КОРМ СКВОРЦАМ

Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет разных червяков, жучков и личинок! Скворец никогда весной не ищет своей пищи в воздухе или на дереве. Его корм на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых? В тысячу раз больше собственного веса!

62 слова. (По А. Куприну)

 

ЭНЕРГИЯ

Жизнь на планете нельзя представить без тепла, без энергии. Энергия приводит в движение машины, освещает жилища, варит нам пищу. Она доставляет продукты в магазины и научные приборы на соседнюю планету. Энергию мы добываем из угля, нефти и газа. Из природного газа получают много полезных вещей. Его превращают в тепло, свет, электричество. Химики делают из газа ткани, кожу, ковры, шины для автомобилей и другие необходимые человеку предметы.

67 слов. (Из журнала)

 

4. Подчеркнуть сказуемые, выраженные глаголами в форме будущего времени. Поставить к ним вопросы.

 

КТО РАЗБУДИЛ ТИШИНУ?

Светает. Ночью пошёл дождь. В лесу мрачно и сыро. Стоит полная тишина. Но вдруг в ветвях старого дуба слышатся лёгкие звуки. Среди разлапистых ветвей суетятся две проснувшиеся синички. Они трясут мокрыми крылышками и тихо переговариваются. А скоро и солнце проснётся. Все оживёт. Зелёный луг заиграет огоньками росинок. Зашумит, зазвенит лес, наполнится голосами. Так синички тишину будят.

Весной на лесной речке дикие утки строят гнёзда. А селезни плавают рядом и красуются перед утками. Летом придут купаться лоси с лосятами. Расцветут на речке водяная гречиха и кувшинки. От берега к берегу с криком пролетит голубой зимородок. Сядет на ветку над водой, замрёт и ждёт рыбку. Зимородок нырнёт, схватит рыбку и несёт птенцам в пещеру над обрывом.

60 слов. (По Г. Снегирёву)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *