ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. Выписать повествовательные предложения.
СОЛЬ — НА РАНЫ
Настало время обилия кормов. А вот кабаны всё ещё наведывались на большую поляну. Оттуда доносились визг и уханье. Что это? Драка? Что они не поделили? Початок кукурузы? Надо посмотреть! На земле капельки крови. Драка была яростной. Где же теперь драчуны? Следы ведут в тростники. За ними берег солёного озера. Кабаны принимали солевые ванны. Так они лечили свои раны.
(По М. Звереву)
2. Выписать побудительные предложения.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ
Правила поведения за столом возникли из уважения к тем, кто сидит рядом с тобой. Не клади локти на стол. Ты можешь запачкать одежду и помешать, соседу. Не откусывай больших кусков. И не разговаривай за едой. Не тянись через весь стол. Попроси передать тебе блюдо. Старайся есть и пить бесшумно. И обязательно поблагодари за еду.
ЧТО ТАКОЕ ХОРОШИЕ МАНЕРЫ
Хорошие манеры — это умение правильно вести себя в обществе. Посмотри на себя со стороны. Как ты разговариваешь с людьми? Как ты ведёшь себя в гостях, в троллейбусе, на улице, за столом? Кому и как ты оказываешь услуги? Отмечай не только свои недостатки. Обрати внимание и на хорошие черты. Если другим людям с тобой приятно и легко, у тебя хорошие манеры.
(«Детская энциклопедия»)
УХОД ЗА КИСТЯМИ
Кисти для рисования бывают разного типа. Мягкие кисти лучше использовать для работы чернилами. Жёсткие — для акриловых красок. Никогда не оставляй кисти в банке с водой. От этого портятся щетинки. Мой кисти в тёплой воде с мылом. Придай пальцами мокрой кисти нужную форму. Убирай кисти в коробку или ставь в стакан.
РИСУЕМ НЕБО
Акварелью очень хорошо рисовать небо и облака. Смочи бумагу губкой или кистью. Выполни отмывку синей краской. Тряпочкой промокни краску в разных местах. Получатся пушистые облачка. Кончиком кисти добавь пятна жёлтой охры. Смешай несколько оттенков зелёного и наложи их в нижней части рисунка. Дай небу немного подсохнуть и нарисуй замок.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. Подчеркнуть вопросительные предложения.
ЛЮБИШЬ ЛИ ТЫ ПОРЯДОК?
У тебя есть свой письменный стол? Не держи на нём лишних вещей. Положи туда книгу, которую ты сейчас читаешь. А где твоя лампа? Как падает свет на твой стол? Окно и лампа должны быть слева. Тень от правой руки при письме не будет тебе мешать. Возле стола повесь полочку для книг. На неё поставь учебники.
58 слова.
ГОНЧАР
Вы наблюдали когда-нибудь за работой гончара? Сначала, мастер перемешивает глину в ящике. Кладёт её на круг и начинает вращать ногой колесо. Под его мокрыми пальцами кусок глины вытягивается в блестящий кувшин. Гончар изменяет положение ладони. Кувшин на глазах оседает и превращается в широкий сосуд. Затем вся посуда обжигается в печи. А потом окрашивается яркими красками.
56 слова.
ХЛЕБ
Вы любите горячий хлеб с хрустящей корочкой? А пышные румяные пирожки? А сладкие пирожные и печенье? А вкусные макароны? Огромный труд вложен во всё это. С большой заботой выращивали люди пшеницу и рожь. Дождливой осенью, холодной весной, жарким летом выходили они в поле. Часто не спали ночами. Хорош урожай в этом году!
53 слова.
2. Подчеркнуть восклицательные предложения.
ОСЕННЯЯ КАРТИНКА
Сколько разноцветных корабликов сегодня на нашем пруду! Все они прилетели сюда по воздуху. Без плеска и шума опускаются они на воду. Прилетит липовый листочек. Жёлтой монеткой ляжет он на воду. Рядом с ним поплывёт кленовый листочек. Ярко светит солнце. Над прудом разлито золотое сияние. Малиновка в лесу напевает свою прощальную песенку.
53 слова.
(По Д. Кайгородову)
СЕМЕЙНЫЙ ОБЕД
Стол на четырёх столбиках стоял под большой яблоней. Он был очень старый и потемнел от времени. Пришло лето. Вся семья собралась на обед, а ножка стола поломалась. Отец вынес молоток и гвозди. Прибежали сыновья. Они помогут отцу. Весело кипит работа! Готово! Бабушка несёт борщ и второе. Молодцы работники! Потрудились на славу! Теперь можно садиться за стол.
57 слов.