Имя существительное

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

1. Записать и прочитать предложения. Подчеркнуть существительные, поставить к ним вопросы.

1. Прекрасное апрельское солнце сильно грело, но в канавках и в лесу ещё снег. 2. Низко над землёй стояли тучи комаров. 3. Тени ходят по равнине. 4. Мглы как не бывало. 5. Степь легко вздыхает широкой грудью. 6. В цирке Федюшка узнал Каштанку. Через минуту собачка была на верхнем ярусе и лизала руки, лица Луки Александровича и Федюшки. 7. Волчиха остановилась и положила свою ношу на снег.

(А. Чехов)

 

ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Выписать сначала существительные, называющие дни недели, а потом — месяцы по порядку.

Вторник, декабрь, ноябрь, октябрь, понедельник, суббота, февраль, четверг, апрель, среда, январь, март, пятница, май, август, июль, воскресенье, июнь, сентябрь.

 

2. Записать существительные в два столбика: в один — существительные, отвечающие на вопрос кто?, в другой — на вопрос что? Украина, страна, рисование, ученики, портфель, озеро, работа, Киев, библиотека, Пётр, женщина, врач, аккуратность, тополь, ребёнок, скорость, собака, Москва, железо, группа, старость, степь, медведь, пшеница.

 

3. Записать существительные мужского и женского рода в два столбика.

I. Плащ, обруч, мышь, ландыш, ночь, камыш, дичь, плющ, луч, тишь, плач, помощь, борщ, сторож, вещь, врач, ключ, мощь, силач, рожь.

II. Береза, комната, месяц, огород, осень, орех, погода, пенал, семья, петух, весна, сестра, помидор, телефон, улица, столица, вечер, отец.

 

4. Записать существительные мужского, женского и среднего рода в три столбика.

Праздник, тишина, суббота, сердце, пружина, честность, чугун, пушинка, пастбище, группа, чувство, ссора, чайка, солнце, встреча, местность, чудо, программа, пища, тростник, шиповник, лестница, часовщик, класс, житель, сумма, метро, яблоко.

 

5. Записать существительные во множественном числе.

Муравей, воробей, соловей, лист, крыло, брат, кол, стул, дерево.

 

6. Выписать сначала существительные, имеющие только форму единственного числа, затем — только форму множественного числа.

I. Аккуратность, боязнь, белила (масляные), бензин, багаж, брюки, бетон, будни, вермишель, богатство, грабли, деньги, детвора, джинсы, ворота, вычитание, дрожжи, дружба.

II. Джунгли, доброта, жасмин, жмурки, заморозки, запад, кислород, колготки, краснота, лапша, макароны, морковь, ножницы, орфография, очки, пастила, плоскогубцы, полнота, сани, темнота, чернила, шёпот.

 

7. Определить род и число существительных в русском и украинском языках.

Стройный тополь — струнка тополя.

Злая собака — злий собака.

Сильная боль — сильний біль.

Широкая степь — широкий степ.

Далёкий путь — далека путь.

Древняя рукопись — давній рукопис.

Западная Сибирь — Західний Сибір.,

Зелёная листва, зелёные листья — зелене листя.

Длинные корни — довге коріння.

Новая мебель — нові меблі.

Синие чернила — синє чорнило.

Тяжёлые колосья — важке колосся.

Красивые волосы — красиве волосся.

 

8. Закончить предложения, употребляя существительные. Поставить вопросы кто? что? к существительным.

1. Осадки — это … . 2. Овощи — это … . 3. Хищные животные — это … . 4. Школьные принадлежности — это … . 5. Близкие родственники — это … . 6. Хвойные деревья — это … .

 

9. Прослушать текст. Записать его, вставляя на месте пауз подходящие по смыслу существительные.

Наступило раннее … . Первый солнечный луч заглянул в … . Он разбудил Машу. Она быстро оделась и пошла на кухню. На кухне мама готовила … . Она налила в чашки … и положила в тарелки … . Маша быстро позавтракала и побежала гулять. На улице была прекрасная … .

 

10. Записать существительные. Подобрать к ним антонимы.

Верх (низ), богач (бедняк), холод (тепло), дружба (вражда), встреча (расставание), добро (зло), спуск (подъём), тревога (покой), шум (тишина), вдох (выдох), друг (враг), закат (восход).

 

11. Записать слова. Подобрать к ним однокоренные существительные. Бежать (бег, бегун), заболеть (боль, болезнь), расцвести (цвет, цветок), обвинять (вина), жизненный (жизнь), красивый (красота), выгружать (груз), играть (игра), рисовать (рисунок), построить (стройка, строительство), учиться (учение, ученик, учёба, учитель), писать (письмо, писатель).

 

12. Выписать сочетания нарицательных и собственных существительных.

 

МАЛЫШИ-КОРОТЫШИ

В одном доме на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка. В этом же доме жил известный доктор Пилюлькин. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком. Жил ещё в этом доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька. Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата — Авоська и Небоська. Но самым известным среди них был малыш по имени Незнайка.

(По Н. Носову)

 

ЛЮБИМАЯ СКАЗКА

В повести-сказке писателей А. Милна и Б. Заходера «Винни-Пух» десять глав. В первой главе мы знакомимся с медвежонком Пухом. Во второй главе Винни-Пух идёт в гости к своему другу Кролику. В третьей главе Пух и поросёнок Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали страшного зверя Буку. В четвёртой главе ослик Иа-Иа теряет хвост, в пятой — Пятачок встречает Слонопотама. В шестой главе у Иа-Иа был день рождения, а в седьмой — в лесу появились мама Кенга и Крошка Ру. В восьмой главе мальчик Кристофер Робин организует экспедицию к Северному полюсу. В девятой — Пятачок совершенно окружён водой, а в десятой — Кристофер Робин устраивает в лесу пир.

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Подчеркнуть по три существительных, поставить к ним вопросы.

 

ПРИКЛЮЧЕНИЕ

По пустыне ползла черепаха. Вдруг её накрыла тень орла. Черепаха быстро втащила в панцирь ноги и голову. Словно спряталась в доме и дверь за собой захлопнула. Орёл рухнул сверху. Схватил черепаху, взлетел и понёс её к далёкой скале. Но тут к нему бросился другой орёл. Он стал отнимать добычу. Орлы сцепились в воздухе. А черепаха упала в густую траву. На память о приключении остались на панцире следы орлиных когтей.

70 слов. (По Н.Сладкову)

 

КАК ПОЯВИЛАСЬ ОДЕЖДА

Первобытным людям одежда была не нужна. Они были покрыты густой шерстью. Потом человек прикрывал тело шкурами зверей. В пещере у костра в такой шкуре было удобно. Но при движении, на охоте она спадала. Появились завязки и застёжки. Покрывало превратилось в одежду. Шали, плащи и накидки — родные дети той первой шкуры.

53 слова. («Детская энциклопедия»)

 

2. Подчеркнуть по три существительных, определить их род и число.

 

В ПЕСКАХ

Пустыня — это жёлтое и голубое. Жёлтое — пески под ногами. Голубое — небо. Ручьи и озёра там без воды. Летом они пересыхают. Под деревьями почти не увидеть тени. На них нет листьев. Ветры не освежают. Они горячие, как огонь. Дожди не успевают долететь до земли. Хорошей погодой в пустыне называют пасмурную и сырую. Только весной и осенью можно увидеть в пустыне зелёную травку.

63 слова. (По Н. Сладкову)

 

КОРМУШКА

Недалеко от нашей деревни в лесу стоял небольшой деревянный дом. Жили в нём только летом. Зимой он был пустым. Но в эту зиму в доме поселились люди. По утрам из трубы весело валил дым. Вечерами уютно светились окошки. Люди знали, как холодно и голодно птицам. Они сразу же сделали кормушку и насыпали туда всякой всячины.

56 слов. (По Ю. Казакову)

 

МЕНЬШИЕ БРАТЬЯ

Многие люди с радостью заводят животных. Ведь они приносят большую пользу. Сколько от них в доме тепла и уюта! Придёшь домой, а за дверью слышен радостный лай верной собаки. Или пушистая кошечка прильнёт к твоим ногам. Но некоторые люди плохо относятся к своим друзьям. Забывают их покормить, вывести погулять. Иногда они даже бьют их. Никогда нельзя обижать животных! Ведь они наши меньшие братья!

65 слов.

 

ЛИПКИ

Светит горячее весеннее солнце. Льёт тёплый дождь. Алёнка и Таня вышли на улицу и стали шлёпать босыми ногами по лужам. Взлетели весёлые брызги. Девочки громко смеялись. Дождь быстро кончился. Девочки увидели Ваню Дроздова. Он нёс маленькие деревца. Это были: липки. Их вырастили из семян. Деревца будут сажать около пасеки. Пчёлы любят липовый цвет.

54 слова. (По Л. Воронковой)

 

3. Определить роль выделенных существительных в предложениях. Подчеркнуть их как подлежащие, дополнение или обстоятельство.

 

УТРО НИКИТЫ

Никиту разбудили воробьи. Он проснулся и слушал. Медовым голосом свистела иволга. Окно было раскрыто. В комнате пахло травой и свежестью. Закат солнца затенён мокрой листвой. Налетел ветерок. На подоконник упали капли росы. Никиту позвали. Он ещё минуту полежал. До того было хорошо слушать свист иволги, глядеть в окно на мокрые листья.

53 слова. (По А. Толстому)

 

СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК

Оловянного солдатика уносило течением всё дальше. Остановиться было нельзя. Его лодка скользнула вниз. Но бедняга держался стойко. Он даже глазом не моргнул. Лодка завертелась волчком, наполнилась водой и стала тонуть. Оловянный солдатик погружался всё глубже. Только голова торчала наружу. Но вот исчезла и она. Тут он подумал о своей красавице. Не видать ему больше прелестной танцовщицы!

59 слов. (По Г. Андерсену)

 

КОТ ГОШКА

Было раннее утро. Старый кот уселся на крыльцо. Передние лапки он обвил пушистым хвостом. Кот был большой, с белым фартуком на грудке. Его пушистая шубка блестела на солнце. Он её хорошо вылизал. Когти котишка втянул. Серые глазки чуть зажмурил. Они превратились в узкие щёлочки. Он казался самым добрым котом. Кота звали Гошка.

54 слова. (По Н. Романовой)

 

4. Подчеркнуть существительные, обозначающие неживые предметы.

 

КАК ПОЯВИЛИСЬ СТУЛЬЯ

Первые стулья придумали древние египтяне. Они первые догадались пристроить к ним ручки. Получилось кресло, трон. На такое сиденье имели право сесть только фараон и его супруга. Стулья плели из лозы, вырезали из дерева. Цари сидели на тронах из золота с драгоценными камнями. В нашем веке стулья стали делать из железных гнутых труб, пластика.

56 слов. («Детская энциклопедия»)

 

5. Подчеркнуть существительные, обозначающие живые предметы.

 

ЗАЙЦЫ

Много у зайцев врагов. Охотятся на них люди, собаки, волки, лисицы, вороны, орлы. Ночью ходит заяц по полям без страха. А утром враги его просыпаются. Заяц чутко слышит лай собак, визг саней, голоса мужиков, треск от шагов волка по лесу. И начинает зайчик метаться из стороны в сторону. Наутро рассматривают охотники следы на снегу, удивляются хитрости зайца.

58 слов. (По Л. Толстому)

 

ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ

Ребята нашей школы давно подкармливают птиц. В нашу птичью столовую прилетают птички с конца августа и до апреля.

В начале осени у нас много пеночек, зорянок, зимой — снегирей, свиристелей, галок, сорок. Им очень нравятся семечки подсолнечника, ягоды бузины, рябины, семена чертополоха, репейника. Ребята с интересом наблюдают за маленькими и большими птицами. Это занятие приносит им много приятных и радостных минут.

62 слова.

 

6. Подчеркнуть существительные во множественном числе.

 

КАК ДЕЛАЮТ КАРАНДАШИ

Простые карандаши сделаны из графита. Сухой порошок графита смешивают с глиной и водой. Из кедра или сосны делают заготовки. Потом разрезают на две части, вырезают канавку для грифеля. Обе половинки с грифелем затем склеивают. И дощечки разрезают на карандаши. Есть карандаши для письма на стекле, ткани, пластике, киноплёнке. Есть карандаши для строителей. Их след держится на открытой поверхности несколько лет.

64 слова. («Детская энциклопедия»)

 

7. Подчеркнуть существительные, которые не употребляются во множественном числе.

 

ПТИЧЬЕ КАФЕ

Воробей Чик сел на край кормушки. Он поглядел на корм сперва одним глазом, потом другим, а потом уж сразу обоими. Чего тут только не было! Обычно птичьи кормушки называют птичьими столовыми. Но это была не столовая, а целое кафе. Люди насыпали в кормушку овсяных хлопьев, пшена, конопли, льняного семени, семян сосны и ёлки, гречки, хлебных крошек.

58 слов. (По Ю. Казакову)

 

ПЕРВЫЕ ХОЛОДА

Выпал первый снег. Звёздными ночами всё затихало. Река точно засыпала. Холод старался сковать её льдом. Так и случилось. Была тихая ясная ночь. Тёмный лес на берегу был похож на стражу из великанов. Горы казались выше. Высокий месяц обливал всё своим трепетным светом. Горная река присмирела. К ней тихо подкрался холод. Крепко обнял он гордую красавицу и точно прикрыл её зеркальным стеклом.

63 слова. (По Д. Мамину-Сибиряку)

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Глагол — 3 класс ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Подчеркнуть глаголы, поставить к ним вопросы.   ЧТО УМЕЮТ СЕВЕРНЫЕ ЖИВОТНЫЕ Белый медведь может проплыть по морю...
Наречие — 3 класс ВЫБОРОЧНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ 1. Поставить вопросы к наречиям. Весело, вечером, вперёд, всегда, аккуратно, завтра, вчера, здесь, позже, потом, ...
Правописание не с глаголами... ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ Выписать глаголы с частицей не.   НИЧЕГО ОН НЕ УМЕЕТ Коля Кнопкин проживает В нашем доме пятый год. Не скандалит,...
Имя прилагательное ВЫБОРОЧНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ 1. Выписать пары прилагательных, противоположных по значению. Крупные птицы широко раскрывают крылья и медленно м...
Имя числительное — 3 класс ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ Записать и прочитать сочетания слов. Поставить вопросы к числительным. I. Один год, два дня, более трех недель, четырьмя...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *