КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
1. Записать слова. Поставить ударение.
I. Воробей, ворона, город, деревня, дежурный, заяц, Киев, корова, лисица, лопата, мебель, медведь, молоко, мороз, Москва, одежда, пенал, петух, посуда, ребята, сапоги, собака, сорока.
II. Стакан, большой, сердитый, больной, воздушный, бежать, лететь, носить, звонить, здравствуй, до свидания, спасибо, пожалуйста, украинский, учительница, тетрадь, дневник, рисовать, хочу, могу, помогу.
2. Записать и прочитать предложения. Обозначить корни и поставить ударение в выделенных словах.
1. Сороки и вороны зимуют в городе. 2. На столе пенал и тетрадь. 3. Хитрая лисица поймала зайчишку. 4. Вкусное у коровы молоко! 5. По реке плывёт корабль. 6. На дереве гнездо. 7. Отец взял лопату. 8. На опушке леса лосиха. 9. На яблоне крупные плоды. 10. За лесом грохочет гроза. 11. Сердитый волчишка бродит по лесу. 12. Мой родной город — Харьков. 13. Хорошо летом в лесу? 14. На лесной поляне шумели вековые сосны.
ВЫБОРОЧНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ
1. Выписать строки стихотворения, которые помогут правильно писать безударные гласные в корне.
Безударный хитрый гласный.
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет вам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
(Из сборника «Занимательная грамматика»}
2. Выписать парами слова с безударными гласными в корне и проверочные слова. Поставить в них ударение.
На берегу, растёт сосна,
А рядом с нею сосны.
Горит прекрасная звезда,
А рядом с нею звёзды.
На траве лежит роса,
А рядом с нею росы.
Вот по траве спешит коса,
А рядом с нею косы.
(Из сборника «Занимательная грамматика» )
3. Выписать слова с безударными гласными в корне. Рядом записать
проверочные слова.
Гряда, цена, скала, весна,
Коза, стрела, стена, сосна,
Места, земля, столяр, сова —
Проверить надо все слова.
Речной, лесной, гористый,
Морской, родной, лесистый,
Проверь слова, да не спеши.
Красиво, грамотно пиши.
4. Выписать слова с безударными гласными в корнях. Подобрать к ним проверочные слова.
ПЕСНЯ МОРЯКА
Я моряк, моряк бывалый.
Знают все: я добрый малый!
Но тверда моя рука
В этом сила моряка!
ЛЕСНОЙ ОЛЕНЬ
Осенью в дождливый серый день
Проскакал по городу Олень.
Он летел над гулкой мостовой
Рыжим лесом пущенной стрелой.
Он бежал, и сильные рога
Задевали тучи-облака.
И казалось, будто бы над ним
Становилось небо голубым!
(Ю. Энтин)
ЧЕРЕПАХА
Черепаха
Всех смешит,
Потому что
Не спешит.
Но куда спешить тому,
Кто всегда в своём дому?
(Б. Заходер)
ПРЕКРАСНОЕ ДАЛЁКО
Слышу голос из Прекрасного Далёка,
Голос утренний в серебряной росе.
Слышу голос — и манящая дорога
Кружит голову, как в детстве карусель.
Я клянусь, что стану чище и добрее
И в беде не брошу друга никогда.
Слышу голос — и спешу на зов скорее
По дороге, на которой нет следа.
(Ю. Энтин )
ДОЖДИК
Дождик песенку поёт:
Кап, кап…
Только кто её поймёт —
Кап, кап?
Не поймёшь ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зелёная трава.
Лучше всех поймёт зерно:
Прорастать начнёт оно!
(Б. Заходер)
5. Отгадать загадки. Выписать слова с безударными гласными в корнях. Где возможно, написать проверочные слова.
1. Заря-заряница, красная девица,
По небу гуляла, слёзы потеряла;
Месяц видел — не поднял,
Солнце встало — подобрало. (Роса)
2. Два братца друг на друга глядят —
Сойтись не могут. (Берега реки)
3. Построили хлевец
На пятеро овец. (Рукавица)
4. Своих глаз нет, а другим видеть помогают. (Очки)
5. Закутан ребёнок
В сорок пелёнок. (Кочан капусты)
6. С бородой, а не мужик,
С рогами, а не бык,
С пухом, а не птица,
Лыко дерёт,
А лаптей не плетёт. (Козёл)
7. Брат брата гонит,
Никак не догонит. (Колеса)
8. Не море, не земля —
Кораблям плавать нельзя. (Болото)
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
В выделенных словах обозначить корни, поставить ударение и подчеркнуть безударные гласные корня.
РОДИНА
Красив родной край! Широкие степи, голубые реки. В зелёных лесах шумят вековые сосны. Молодые берёзки стоят стройными рядами. Звенят голоса птиц. Над землёй голубое небо с пушистыми облаками. Я люблю свою Родину.
33 слова.
НОВЫЙ ЖИЛЕЦ
Я нашёл на улице маленького котёнка. Он жалобно мяукал под скамейкой. Котёнок был голодный. Я взял его домой. Сестра налила ему сметаны. Котёнок наелся и повеселел. Мы решили оставить его у себя. И маме понравится новый жилец.
39 слов.
ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ
Мне подарили воздушного змея. В воскресенье мы с отцом запустили его в небо. Крепко натянулась у меня в руке нитка. Змей легко парил на ветру. Прибежали ребята. Им тоже интересно. Рядом с ярким хвостом змея пролетел удивлённый воробей. Что за чудо-птица?
43 слова.
КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
Рядом с выделенными записать слова для проверки безударных гласных корня.
ЗИМНИЙ ЛЕС
Зима в лесу. На высокой сосне каркает ворона. Среди ветвей ели мелькает рыжий хвост белочки. На снегу следы оленя. Вот пробежала лисица. Сердитый волчище сидит за деревом. Маленький зайчишка дрожит под кустом. Страшно ему в зимнем лесу.
39 слов.
ЩЕГОЛ
Щегол ослабел от голода и холода. Он упал на дорогу и почти замёрз. Саша принёс щегла в школу. Все ребята кормили его. Щегол ожил и повеселел. Всю зиму он прожил в классе. Пришла весна. Птичка улетела в окно. До свидания, дружок!
42 слова.
НА ЛЕСНОМ ОЗЕРЕ
На лесном озере наступили холода. Падают снежинки в чёрную воду. На краях появился тонкий ледок. Лебеди плещутся в ледяной воде. Они достают корм со дна. Только северный ветер со снегом прогонит их в тёплые края.
38 слов. (По Г. Снегирёву)
ЖАРКИЙ ПОЛДЕНЬ
В жаркий летний полдень собирали мы грибы в сосновом бору. В знойном воздухе звенела мошкара. Горячий ветерок не освежал. Нас мучила жажда. Лесная тропинка привела нас к роднику. Там мы напились прохладной водички и хорошо отдохнули.
38 слов.
ИЮЛЬСКОЕ УТРО
Летнее июльское утро. Зелёной чертой ложится след ваших ног по росистой побелевшей траве. Воздух напоён свежей горечью полыни, мёдом гречихи. Вдали стеной стоит дубовый лес и алеет на солнце. Ещё свежо. Но уже чувствуется близость жары.
38 слов. (По И. Тургеневу)
САД
Наш класс решил посадить сад возле школы. Во дворе большая машина с саженцами. Дружно взялись ребята за работу. Мальчики взяли лопаты и копают землю. Девочки сажают молодые деревья. Это яблони. Учителя помогают поливать деревца из больших вёдер.
39 слов.