Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, изменения их по числам

ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Выписать слова, отвечающие на вопросы какой? какие? какое? какие?. Поставить к ним вопросы.

Звонкой песней, удачную покупку, гибкий ствол, по широкому каналу, серебристым инеем, на зелёном поле, через узкую улицу, дружных ребят, скорым поездом, под осенним небом, радостная весна, в густом тумане, в мутной воде, с умным человеком, перелётным птицам, громкими голосами, к зимним холодам.

 

2. Выписать слова, отвечающие на вопросы какой? какие? какое? какие? во множественном числе, поставить к ним вопросы.

1. Последние перелётные птицы покидают родные места. 2. В стручках гороха не оказалось сладких и вкусных горошин. 3. Юг славится вкусными, сладкими дынями. 4. Дни стояли пасмурные, мягкие. 5. Седым туманом покрылся весь луг. 6. Сегодня будет звёздная и тихая ночь. 7. С дерева упали крепкие красные яблоки. 8. Под жарким летним солнцем сохнет трава. 9. Глубокое молчание царит в зимнем лесу. 10. Трудолюбивые пчёлки собирают душистый мёд. 11. Около маленького родника зеленеет молодая травка.

 

3. Записать слова. Рядом записать антонимы.

Большой, холодный, новый, старший, густой, тёмный, добрый, короткий, широкий, высокий, лёгкий, старый, белый, глубокий, весёлый, сильный.

 

4. Записать слова. Дописать подходящие по смыслу слова, отвечающие на вопросы кто? что?.

1. Резкий, порывистый, холодный (ветер). 2. Поздняя, дождливая (осень). 3. Широкая, полноводная, глубокая (река). 4. Сочное, краснобокое, спелое (яблоко). 5. Высокое, голубое, безоблачное, бездонное (небо). 6. Добрый, верный, надёжный, близкий (друг). 7. Удобная, кожаная, летняя (обувь). 8. Неуклюжий, косолапый, бурый (медведь).

 

5. Закончить предложения, употребляя антонимы.

1. Мой дедушка старый человек. А я ещё … . В шкафу висел старый костюм. А на вешалке висел … . 2. На улице сегодня мелкий дождь. А вчера был … . Летом озеро мелкое. А весной … . 3. Я люблю свежий хлеб, а сестра любит … . Отец убрал … газеты и читает свежие.

 

6. Прослушать отрывки изстихотворений. Записать слова, отвечающие на вопросы какой? какие? какое? какие?, вместе со словами, к которым они относятся.

Однажды в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

(Н. Некрасов)

 

Утихает светлый ветер,

Наступает серый речер,

Ворон канул на сосну,

Тронул сонную струну.

(А. Блок)

 

Во сыром бору сосна стоит, растёт;

Во чистом поле метель гудит, поёт;

Над землёю тучи серые шатром;

На земле снега пушистые ковром.

(Л. Мей)

 

Напрасно, волны, скачете —

Морской дорожкой,

На реях и по мачте

Карабкаюсь кошкой.

Сдавайся, буря скверная,

Сдавайся, ветер вьюжный,

Открою полюс Южный,

А Северный — наверное.

(В. Маяковский)

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы какие?, во множественном числе. Объяснить орфограммы в выделенных словах.

 

ФЕВРАЛЬ

Закрутил февраль метелью по дорогам. Целыми сугробами раскидывает он снег. То засыплет избушку на краю леса. То вдруг построит посреди дороги огромный снежный холм. Но и февраль дарит спокойные дни. Солнце чуть потеплело.

Выросла на крыше сосулька. Повеселели птицы. Скорее бы весна!

43 слова.

 

ЗИМНИЙ ДЕНЬ

Старый охотник поставил последний капкан. Он вздохнул и свернул на свою лыжню. Короткий зимний день догорал. Багровый диск солнца скатился за вершины леса. По снегу рассыпались и угасли розоватые отблески. Мороз крепчал. Поскрипывали лыжи. Легко скользили они по гладкому насту.

42 слова.

 

В ФЕВРАЛЕ

Последний месяц зимы. Злится она, не хочет уходить. Сыплет снегом. Колючими ветрами струится в окна. Путает, заметает тропки и дорожки. Но заглянет в февральский лес зимнее солнышко. И вздрогнут от его лучей сонные деревья. Повеселеют птицы. Такой уж февраль. Он изменчивый и обманчивый.

45 слов.

 

2. Подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы какой? какие? какое?, в единственном числе. Объяснить орфограммы в выделенных словах.

 

ЛИСТОПАД

Осенью редко выпадают яркие денёчки. Холодные ночи. Долгие дожди. Тускнеют на глазах жёлтые косы берёз. Пора листопада. В эту пору наполняются рощи и дубравы новыми звуками. Тихое шуршание листьев. Прощальная песня журавлей. Их ждёт далёкая и нелёгкая дорога на юг.

41 слово.

 

ДЕТСКИЕ РИСУНКИ

У нас в школе конкурс детского рисунка. Юля любит рисовать яркими красками. На её картине полевые цветы, весёлые бабочки, полосатые пчёлки, синее небо. Серёжа рисует чёрной тушью. На его рисунке большой корабль с пиратским флагом. А Наташа любит работать цветными карандашами.

43 слова.

 

ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА

Середина зимы. Снег уже давно покрыл все лесные дорожки. Но зелёная аптека и зимой не закрыта. Весь год дарит она людям целебные растения. Чай из ольховых шишечек хорошо пить при простуде. Ягодки можжевельника съедобные и очень полезные.

39 слов.

 

ЦВЕТУЩИЙ МАЙ

Майское солнце ещё не опалило молодую листву. Она яркая, зелёная и блестящая. Запах весенних листьев сливается с запахом белых цветущих садов. Воздух наполнен сказочным ароматом. Цветут на полянах фиалки, ландыши, подснежники. Луга оделись уже мягкой пуховой зеленью.

39 слов.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы кто? что? с безударными гласными в корне. Рядом записать проверочные слова.

 

ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО

Вы читали книгу про Буратино? Её главный герой не раз удивлял нас своими смелыми проделками. Ему удалось обхитрить даже умную лису Алису. Глупые кот Базилио и Дуремар получили по заслугам. Но больше всего досталось страшному Карабасу. Он остался без своей огромной бороды. Деревянному мальчишке помогали его друзья.

49 слов.

 

БАБОЧКА И ПЧЕЛА

Яркая бабочка и полосатая пчела кружили над зелёным лугом. Бабочка с раннего утра танцевала и веселилась. Она не думала о долгой холодной зиме. Пчела собирала с цветов сладкую пыльцу и готовила густой и душистый мёд. Пришла зима. Уютно и хорошо было пчеле зимовать в своём домике. А бабочка замёрзла и умерла.

54 слова.

 

ДЯТЕЛ

Застучал в лесу дятел. Какой нарядный! Головка и спинка чёрные. На затылке красное пятно. На чёрных крыльях белые пятнышки. Потому его пёстрым дятлом и прозвали. Зацепился дятел за ствол острыми коготками. Выискал в больном дереве вредителя и съел. Дятла часто называют лесным доктором.

44 слова. (Но Г. Скребицкому)

 

ТЕЛЁНОК

Мы подошли к бабушкиному телятнику. Хитрый Дёмка уже услышал наш голос. Сам он весь чёрный, а голова белая. Вместо рожек смешные бугорки. Глаза словно большие круглые сливы. Дёмка ласковый и добрый. Всё хочется ему лизнуть шершавым языком руку. Там у меня свежий, душистый хлеб.

58 слов.

 

ОСЕННЕЕ НЕБО

Я люблю наблюдать за плывущими облаками. Одно из них похоже на огромную скалу. Над ней пролетает большая сова. Лохматая собака лает на белого котёнка. А вот и сказочный дракон открыл свою пасть. Но мне не страшно. Его победит храбрый рыцарь на белом коне.

45 слов.

 

2. Подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы какой? какие? в единственном числе.

 

ГОРЫ

На горы можно смотреть без конца! Снизу светлый лиственный лес. Он похож на зелёного барашка. Выше леса тёмные, хвойные. Ещё выше горные луга. Над лугами острые скалы. А выше скал и пушистых облаков прямо в небе висят вершины гор. Они укутаны белыми снегами.

44 слова.

 

В ТУНДРЕ

Весь год тундра тусклая и скучная. Зимой белая. Весной и осенью серая, седая. И только летом тундра преображается. Покачиваются синие, жёлтые, белые цветы. Перелетают белые, чёрные, пёстрые птицы. И голубеет небо над зелёной равниной. Дали ясные, чистые. Ветер пахнет цветами. Над цветами густым басом гудят шмели.

48 слов. (По Н. Сладкову)

 

ПОРОША

Праздничной скатертью покрыты поля, дороги, берега реки. На белой пелене снегов отчётливо рисуются лесные опушки. Белые пушистые шапки висят на деревьях. Особенными, чистыми кажутся звуки, дальние голоса. Заячьими, лисьим и, птичьими следами расписана белая скатерть снегов. Даже опытному охотнику трудно разбираться в путаной грамоте ночных следов.

46 слов. (По И. Соколову-Микитову)

 

3. Подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы какой? какие? какие?, с сомнительными согласными. Рядом записать проверочные слова.

 

В ЛЕТНЕМ ЛЕСУ

Жара всё не унималась. По ясному небу неслись высокие и редкие облака. Их узорчатые края изменялись с каждой минутой. Ноги путались и цеплялись в длинной траве. В глазах рябило от резкого сверкания молодых красноватых листьев на деревцах. Лёгкий ветерок просыпался и утихал.

47 слов. (По И. Тургеневу)

 

ПРО ЖУКА

Во дворе детского сада лежит песок. Маленькая Леночка из влажного песка сделала аккуратный пирожок. Вдруг песочный пирожок зашевелился. Из него вылез большой чёрный жук. Леночка испугалась и заплакала. Подошла Вера Ивановна, взяла жука за гладкую спинку, посадила на землю и успокоила Леночку. Жук этот безвредный.

47 слов. (По Н. Калининой)

 

НЕОБЫЧАЙНАЯ КРАСОТА

Ураган занёс домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилалась зелёная лужайка. По её краям росли деревья со спелыми плодами. На полянках виднелись клумбы розовых, белых и голубых цветов. В воздухе порхали редкие птицы. На ветках деревьев сидели золотистые и красногрудые попугаи и кричали резкими голосами.

48 слов. (По А. Волкову)

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сдела... КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ 1. Записать слова. Поставить к ним вопросы. Идти, идёт, идут. Звать, зовёт, зовут. Лежать, лежит, лежат. Учиться, учится, у...
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей,... ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать слова. Таня, Дима, Олег, Мария Ивановна Котова, Сергей Петрович Пономаренко; Трезор, Полкан, Му...
Предлоги и префиксы ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Составить сочетания слов и придумать с ними предложения. I. Вылететь ... (Харьков), поехать ... (гости), съеха...
Слова, отвечающие на вопросы кто? что?, изменение ... СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ Прослушать словосочетания. Записать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, поставить к ним вопросы. I. Написать сочинение, слу...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *