Сложное предложение. Знаки препинания со сложным предложением

ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

1. Объединить простые предложения в сложные, используя слова и, а, но и бессоюзную связь. Дополнить полученные предложения необходимой информацией, чтобы получились связные тексты.

 

ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО

Буратино перескочил со стула на подоконник. Крыса бросилась за ним.

Дверь распахнулась. Вошёл папа Карло.

Три раза ударили в колокол. Занавес поднялся.

Из-за одного картонного дерева появился Пьеро. Из-за другого выскочил Арлекин.

Девочка с голубыми волосами хотела воспитывать Буратино. Он убежал от Мальвины.

Карабас-Барабас тряхнул ветку сильнее. Тяжёлая шишка полетела вниз.

Крокодил притворялся добреньким. Артемон не поверил и зарычал на него.

 

ЗОЛУШКА

У одного богатого человека умерла жена. Он женился второй раз на бессердечной женщине.

У неё были две злые дочери. У него была ласковая дочь от первой жены.

Падчерица выполняла самую грязную и тяжёлую работу в доме. Мачеха ненавидела её.

Золушке очень хотелось попасть на королевский бал. Волшебница решила ей помочь.

Принц влюбился в прекрасную принцессу. Ровно в двенадцать часов ночи она убежала.

 

ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ

Жил-был один принц. Захотелось ему жениться на настоящей принцессе.

Однажды вечером гремел гром. Сверкала молния. Дождь лил как из ведра.

Кто-то постучался в городские ворота. Король пошёл отпирать. За воротами стояла принцесса. В каком она была виде!

На кровать под двенадцать матрасов и двенадцать перин положили горошину. Принцесса пролежала без сна всю ночь.

 

2. Объединить простые предложения в сложные.

 

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

У всех людей организм устроен одинаково. В мире не существует абсолютно одинаковых людей.

Лучи света падают на предмет, отражаются от него. Мы видим этот предмет.

В древности время узнавали по солнцу, с помощью свечей и водяных часов. Всё это было очень не точно.

Самки-шимпанзе смотрят за детёнышами. Самцы защищают их от врагов.

Одни животные спасаются от врагов быстрым бегом. Другие защищены колючками.

Ракету можно использовать только один раз. На «шаттлах» учёные могут летать в космос много раз.

 

3. Закончить предложения, используя слова, указанные в скобках.

 

Соседом боровика нередко бывает мухомор — ядовитый гриб. Его в корзину класть не надо, …. (потому что).

Зацвела липа. Для пчёл наступил праздник…. (потому что).

У калины ягоды собраны в кисти ….(которые). Эти кисти очень красивые.

Осенний лес сверкает чудесными красками…. (которые). Эти краски особенно хороши у клёнов.

Очень красивы кустарники во время цветения. Не рви цветы и не ломись сквозь кусты, …. (чтобы).

Дети готовят кормушку и…. (чтобы). Птицы не должны голодать.

 

4. Ответить на вопросы, указанные после текстов, употребляя сложные предложения.

 

ДВЕ ЛЯГУШКИ

Жили-были две лягушки. Одна из них была храбрая, сильная, а другая трусиха, лентяйка, соня. Свалились они однажды в горшок со сметаной и стали тонуть. Лентяйка поплавала немножко, побултыхалась, потом перестала и утонула. А вторая лягушка не сдаётся, не унывает. Из последних сил борется наша храбрая лягушка со смертью. Вдруг чувствует она под ногами что-то твёрдое и крепкое. Удивилась она, а потом догадалась. Ведь она сама своими лапками из жидкой сметаны твёрдое масло сбила. Выпрыгнула она из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой.

85 слов.

(По Л. Пантелееву)

Почему ленивая лягушка утонула?

Почему работящая лягушка спаслась?

 

ЦВЕТЫ ДЛЯ ПОДРУГИ

Мне удалось увидеть гнездо скворцов в небольшом дупле старого бука. Почти всё дупло было завалено соломинками, тряпочками, шерстью, обрывками верёвок. Часть этого богатства скворцы собирают на лесных полянах, часть приносят из города. Сутками сидит скворчиха в гнезде, высиживает птенцов. Скворец часто приносит ей гусениц, червей, жуков. Иногда срывает на лесных полянках фиалки, гиацинты, примулы. Пучки пахучих цветов приносит он домой, заботливо укладывает их у входа в гнездо. А потом счастливый скворец усаживается на ветку и принимается насвистывать, напевать и выщёлкивать.

83 слова.

(Из журнала)

Зачем скворец приносит скворчихе гусеницу?

 

ХРОМКА

Плыву я на лодочке. За мной по воде плывёт Хромка. Это моя подсадная охотничья уточка. Ещё утёнком поранила она лапку. Хотели мы вылечить птенчика. Но утёнок остался хромым. Горе хромому в мире зверушек и птиц; Больных они не лечат, а слабых не жалеют. Свои же утки, куры, индюшки норовят клюнуть Хромку. Взяли мы её под свою защиту. Дом человека стал её домом. Так Хромка в люди вышла.

67 слов.

(По М. Пришвину)

Зачем люди взяли Хромку под защиту?

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Прямая речь, стоящая до и после слов автора. Знаки... ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ ПРОИСШЕСТВИЕ Лежал я однажды на берегу. Не думал ни о чём. Вечер был спокойный. Тишина была. Вдруг плеснуло! Будто рыба метр...
Обращение. Знаки препинания при обращении... ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ Выписать предложения с обращениями. Объяснить постановку знаков препинания при обращении. ДРАЗНИЛКИ По дороге зашагал, Д...
Однородные члены предложения. Знаки препинания при... ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать предложения. Подчеркнуть однородные члены предложения. 1. На речке мы купались и загорали. На р...
Главные и второстепенные члены предложения... ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Поставить вопросы к главным и второстепенным членам выделенных предложений.   ЦЕЛЕБНЫЕ ПОЛЯНЫ Вокруг нашего посё...
Предложение В ДЕРЕВНЕ Летом я живу в деревне. Утром будит меня петушиный крик. Какое ласковое солнышко! Какая чудесная погода! Я выхожу на широкий двор. Там уже ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *